Молодежь и наука 2017
289 перестройки организма, самосознания, способов социального взаимодействия с товарищами и взрослыми, содержания морально-этических норм, которые опосредствуют поведение, деятельность и отношения. Продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление, при решении интеллектуальных задач наблюдается оперирование гипотезами и логическое обоснование решений подростком. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу, формируется готовность к самовоспитанию. Но, не- смотря на повышение уровня интеллектуальных способностей подростков, данный возраст характеризуется смещением приоритетов учащихся, отвлечени- ем их внимания на формирование своей личности, «Я – концепции» [2]. Нами было проведено исследование познавательной активности учащихся 5–9 классов. За основу был взят опросник изучения уровня познавательной ак- тивности учащихся Б. К. Пашнева [4]. Низкий уровень характеризуется жела- нием понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть его применением по образцу. У учащихся отсутствует интерес к углублению знаний. Средний уро- вень отличается стремлением к раскрытию смысла изучаемого содержания, же- ланием познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Учащийся стремится довести до конца начатое задание и при возникновении трудности не отказывается от его выполнения. Высокий уровень характеризуется желанием проникнуть в сущ- ность различных явлений и их взаимосвязей, а также нахождением для дости- жения цели нового способа. В исследовании приняли участие 33 ученика 5–9 классов. В результате анализа анкет было установлено, что у подростков преобладает средний уровень познавательной активности. Рассматривая актив- ность по классам, можно увидеть, что в 5 классе она наиболее высокая, а в 8 – наиболее низкая. Причиной различия результатов может являться ряд обстоя- тельств. В 5 классе наблюдается изменение ведущей деятельности учащихся (от учебной деятельности к интимно-личностному общению). В 8 классе клю- чевое место занимает интимно-личностное общение. Также следует помнить, что учитель играет немалую роль в формировании познавательной активности учащихся. Снижению ее уровня могут способствовать межличностные кон- фликты, неинтересное представление материала, однообразие в методах обу- чения и т. д. Каким образом можно повысить уровень познавательной активности при изучении математики? Одним из способов решения данной проблемы является применение информационных технологий в процессе обучения. Интерактивное обучение с помощью компьютерных программ делает учебный процесс более интересным, способствует эффективности решения проблемы наглядности обучения, помогает расширять возможности визуализации материала, делая его более доступным для учеников. Оно ориентирует учащихся на учебно-иссле- довательскую деятельность, позволяет индивидуализировать процесс обучения с помощью создания и использования заданий разного уровня, обеспечивает усвоение учебного материала в индивидуальном темпе с использованием более удобного способа восприятия информации [1]. На уроках математики необхо- димо создать условия, при которых информационные технологии будут спо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=