Молодежь и наука 2017

288 Т. Г. Паршкова Факультет математики, физики и информатики, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Т. М. Пономарева РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В своей истории общество всегда ориентировалось на личность, которая ему необходима. В настоящее время оно испытывает потребность в неординар- ной творческой активной разносторонне развитой личности. В ФГОС ОО де- лается акцент на воспитание и развитие личностных качеств, отвечающих тре- бованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического общества, толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессиального со- става российского общества [5]. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед современной школой, является формирование субъектности учащихся. Решение данной задачи невозможно без проявления познавательной активности учащимися. Следовательно, проблема познавательной активности учащихся является актуальной. В работах таких известных педагогов, как И. Г. Песталоц- ци, Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Л. И. Божович, Л. Н. Толстой неодно- кратно рассматривается вопрос о необходимости развития познавательной ак- тивности учащихся. Чтобы перейти к непосредственному анализу проблемы, необходимо разо- браться, что представляет собой понятие «познавательная активность». Суще- ствуют различные подходы к сущности познавательной активности. Г. И. Щу- кина рассматривает познавательную активность как проявление потребности жизненных сил обучающихся. Активность учащихся выражается через общест- венную, познавательную и трудовую деятельность. Г. И. Щукина выделяет три типа активности: творческая, репродуктивно-подражательная и поисково- исполнительная [3]. Н. А. Половникова рассматривает познавательную актив- ность как готовность к энергичному овладению знаниями при упорных систе- матических волевых усилиях [3]. Т. И. Шамова показывает её как качество дея- тельности, в котором проявляется личность учащегося с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением направить нравственно- волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей [3]. Рассматривая определения данного понятия, мы придерживаемся точки зрения Т. И. Шамо- вой, т. к. считаем, что ее определение характеризует познавательную актив- ность с точки зрения внутренней и внешней обусловленности. Уровень проявления познавательной активности зависит от возрастного периода развития человека. Особую значимость познавательная активность приобретает в подростковом возрасте. Подростковый возраст определяется рамками от 10–11 до 15 лет. В этом возрастном этапе происходит становление качественно новых образований, появляются элементы взрослости в результате

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=