Молодежь и наука 2017

286 Признание традиционной для античного общественного сознания связи понятий блага и добродетели с понятиями пользы и счастья, является первым определенным положением этики Сократа. Индивиды хотят и стремятся к по- лучению удовольствия, радости и пользе, избегая при этом страданий, бед, раз- очарований. Однако не все люди знают, что именно для них самих является счастьем, удовольствием или горем, страданием. По мнению мудреца, людям нужны знания, чтобы сделать истинный выбор между добром и злом, между значимым и малозначимым, между второстепенным и главным. Иное суждение требует от индивидуумов ответственного и сознательного отношения к смыслу своей жизни. Сократ определяет на одну ступень понятия о добродетели и зна- нии, рассматривая разум как силу, которая является формой ее моральной неза- висимости и свободы, а также движет поведением личности. Где мораль – про- дукт размышления, согласно древнегреческому философу, который утверждал: «...Я не способен повиноваться ничему из всего, что во мне есть, кроме того убеждения, которое после тщательной проверки представляется мне наилуч- шим» [1]. Этим высказыванием мыслитель показывает суть своего осмысления добродетели как способности личности всегда полагаться только на свои убеж- дения и давать отпор фальшивому мнению других, кто бы то это ни был. Отсюда следует, что в известном утверждении Сократа «Добродетель есть знание» [1] таится замысел о безоговорочной моральной свободе каждого отдельного ин- дивида. По мнению мыслителя, личность становится только тогда нравствен- ной, когда ею осознаются моральные убеждения как верные и правильные. Только лишь став знанием, добродетель является добродетелью. К сожалению, люди далеки от добродетели в своем поведении, что является явным доводом то- го, что они не знают ее. А знание есть знание только тогда, когда его правди- вость не зависит ни от чего. Благодаря этому, по мнению мудреца, людям не су- ждено знать природу, поскольку это знание посильно только лишь одному Богу. Человек может знать только лишь самого себя и свое благо. Отсюда следует, что изречение Сократа – «познай самого себя» – является в тоже время вознесением человека и нахождение пределов постижимого ему знания: знание о благе почти выполнимо, потому как оно обозначает самое дорогое для человека. Так же Сократ высказывает еще одно утверждение, на основании которого человек, который осознанно совершает злые действия, имеет представление, что такое положительное нравственное свойство характера человека (доброде- тель), а это означает, что он лучше той личности, совершающей злые действия неосознанно и не имеющей представления о добродетели. Но вместе с тем всплывает противоречие, потому, что умышленного зла не может быть априо- ри. Более того, этот помысел не соответствует с первоначальным основанием Сократовской этики о благе, идентичный пользе и удовольствиям. Следова- тельно, Сократ, который высказывается о том, что осознанные злые действия лучше неосознанных, дополняет: «если это возможно». Получается, только добро может быть сделано в сознательном состоянии. Сократовская формула о добродетели как о знании нужно понимать в прямом смысле: добродетель имеет общую природу. Поэтому духовная активность личности должна быть направлена на поиск этических знаний, потому что знание решает все дело.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=