Молодежь и наука 2017

285 Е. С. Папочкина Факультет технологий и бизнеса, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Г. В. Валеева УЧЕНИЕ СОКРАТА О ЗНАНИИ Сократ – древнегреческий мыслитель, один из родоначальников диалекти- ки как метода поиска истины путем постановки наводящих вопросов. Цель его философии – самопознание как путь к постижению истинного блага; доброде- тель есть знание или мудрость. Для последующих поколений Сократ стал во- площением идеала мудреца. «Есть одно только благо – знание, и одно только зло – невежество » – одно из мудрейших высказываний Сократа, которое оста- ется истинным и актуальным во все века, потому что эта тема продолжает вол- новать умы и сердца людей. Чему хотел научить молодое поколение философ? «В соотношении с бла- гом как результатом действия по знанию, зло есть недоразумение, следствие поступков, совершённых по неведению» [2]. Добро и зло, согласно учению Со- крата, следствие наличия или отсутствия одного и того же начала – знания. «Только под руководящим началом и управлением разума здоровье, сила, кра- сота, богатство, храбрость, щедрость используются во благо» [2], иначе они приносят не пользу, а вред. Знание основано на учении, а учение – это приобре- тение знаний посредством изучения наук. Главное свойство науки состоит в том, что она учит душу пользоваться мышлением для истины, а значит, для добра. Сократ содействовал распространению знания и просвещения граждан, а так же искал ответы на такие вечные вопросы человечества как соотношение добра и зла, любви, чести, знания: «…Нет ничего сильнее знания, оно всегда и во всём пересиливает…» [2]. Высказывания, принадлежащие философу Сократу, отражают смысл его отношения к осмыслению нравственного назначения человека. Сократ утвер- ждал, что «есть одно только благо – знание и одно только зло – невежество. Бо- гатство и знатность не приносят никакого достоинства – напротив, приносят лишь дурное» [1]. Из этого следует, что Сократ не видел зависимости матери- ального и классового положения от умственных способностей человека. По его мнению, все люди могли достичь успеха в жизни, полагаясь только на свои собственные знания и умения, которые добываются с помощью усилий в уче- нии, благодаря жизненному опыту, опыту близких, труду, никак не благодаря связям, высокому статусу, денег. Мыслитель считал такое объяснение истин- ным, он посвятил этому свои учения, помогая многим людям найти себя, разо- браться в своих умениях, навыках и достичь в своей жизни успеха. Сам же, бу- дучи пожилым, учился игре на лире и говорил: «Разве не прилично узнавать то, чего не знал?» [1]. Для Сократа свойственно продуманное, углубленное, взве- шенное соблюдение собственных моральных принципов и ценностей. Яркое стремление быть всегда самим собой явно сыграла огромную роль в выборе жизненного пути, предопределить ход его учений, мыслей и идей.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=