Молодежь и наука 2017

281 «…В разгаре жизни по краю ночи/ Несётся поезд и знать не хочет…» и «…В разгаре ночи по краю счастья/ Несётся память, стерев ненастья…». Итак, в пер- вой строке вся жизнь лирического героя – это скорый поезд, о чём свидетельст- вует одна из следующих строк стихотворения: «И жизни скорый вперед несёт- ся». Причём этот поезд следует по своему маршруту ночью, в темное – зловещее, безрадостное время суток. Во второй строке происходит трансфор- мация, и уже не вся жизнь как поезд мчится куда-то в темную пустоту, а па- мять, словно скорый поезд, уносит вместе с собой плохие воспоминания, к тому же этот поезд следует уже не во тьму, а к счастью, будто проносясь по его краю. Т.о. строки, характеризующиеся синтаксическим параллелизмом, явля- ются своеобразными границами для двух частей стихотворения: первая часть, начинающаяся словами «…В разгаре жизни по краю ночи/ Несётся поезд и знать не хочет…», насыщена отрицаниями (не хочет, не обернется) и вообще отрицательной семантикой (знать не хочет, уедет, забудет, вспомнит, но не обернется), а вторая часть, начинающаяся словами «…В разгаре ночи по краю счастья / Несётся память, стерев ненастья…», отличается противоположным настроением и содержит, напротив, слова с положительной семантикой (сча- стье, стерев ненастья, солнцем отзовётся, оттает, улыбнется). В данном стихо- творении изображена история лирического героя, который после болезненного разрыва отношений с любимым человеком, после долгих переживаний (это первая часть стихотворения) обретает спокойствие и начинает вновь стремить- ся к счастью (вторая часть стихотворения). На основе проведенного анализа, мы можем выделить несколько ключевых сем поэтического концепта: ‘благо’, ‘редкость’, ‘покой’, ‘объект веры’, ‘объект поиска’, ‘любовь’. Следует отметить, что и образные репрезентации, и просто окказиональные смыслы традиционных значений счастья , реализованные в по- эзии Еленой Уманской, невероятно богато наполняют зоны ближайшей и даль- нейшей периферии концепта «Счастье». Кроме того, проведенный нами анализ позволяет судить об одной из вариаций такого общепринятого понятия, как женское счастье . Литература 1. Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С. А. Куз- нецов.– СПб.: Норинт, 2000. 2. Воркачев, С. Г. Счастье как лингвокультурный концепт / С. Г. Воркачев.– М.: Гнозис, 2004. 3. Чернейко, Л. О. Абстрактное имя в семантическом и прагматическом аспектах: Автореф. дис. … д-ра филол. наук / Л. О. Чернейко.– М., 1997.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=