Молодежь и наука 2017

28 М. С. Афанасьева Факультет естественных наук, магистрант 1-го года обучения (очная форма обучения) Научный руководитель – М. А. Кувырталова ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ИННОВАЦИОННОЙ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ В последнее время в профессиональном образовании все большее развитие получает дистанционное обучение, которое является относительно инноваци- онной формой организации учебного процесса, особенно, в вузе, поскольку ориентировано на реализацию образовательных программ с применением воз- можностей электронной информационно-образовательной среды. Проведенный анализ проблемы позволяет утверждать, что актуализация данной формы и соответствующих ей технологий обучения обусловлены ря- дом факторов: функционирование сети Интернет как информационной и ком- муникативной среды общества, потребность в максимальной адаптивности сис- темы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека, расширение возможностей сетевого взаимодействия в подготовке кадров. Следует отметить, что в Законе «Об образовании в РФ» (ст.16) понятие «дистанционное» рассматривается в совокупности с понятием «электронное обучение» и представлено как «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогиче- ских работников» [7]. В педагогической теории дистанционное обучение характеризуется с про- цессуальной точки зрения. Так, А. А. Андреев и В. И. Солдаткин определяют дистанционное обучение как «целенаправленный, организованный процесс ин- терактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и вре- мени, который реализуется в специфической дидактической системе» [1]. Лаборатория дистанционного обучения Российской Академии Образо- вания дает такое определение: «дистанционное обучение – взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организацион- ные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими инте- рактивность» [3]. Современные исследователи склонны утверждать, что предпосылки для возможного обучения на расстоянии складывались постепенно, первоначально, в связи с появлением радио и телевидения как средств информации и коммуни- кации, затем – изобретением компьютера, обоснованием возможностей про- граммированного обучения в XX веке. В этом контексте существенное значе-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=