Молодежь и наука 2017
279 М. И. Панькова Факультет русской филологии и документоведения, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Г. Н. Большакова РЕПРЕЗЕНТАЦИИ КОНЦЕПТА «СЧАСТЬЕ» В СТИХОТВОРЕНИЯХ ЕЛЕНЫ УМАНСКОЙ Содержанием таких абстрактных имен, как счастье , радость является концепт. По справедливому замечанию О. Л. Чернейко, «онтология абстрактно- го имени (способ существования в сознании) определяется его эпистемологией (степенью освоения личностью его содержания)» [3, с. 11]. Особенно богата палитра представлений о счастье в сознании поэтов, которые включают в это понятие дополнительные смыслы. В исследовании поэтических представлений о счастье актуален именно концептуальный анализ, т. к. заполнение полей кон- цепта позволяет выстроить стройную систему значений, рассмотреть особенно- сти образных репрезентаций. Значение номинанта концепта – лексемы счастье определяется словарями как «состояния высшей удовлетворенности жизнью, чувства глубокого довольства и радости, успеха или удачи» [1, с. 1297]. Иссле- дователи концепта «Счастье» отмечают его семантическую нечеткость. Так, по мнению С. Г. Воркачева, «в семантическом составе счастья, наряду с прочими присутствуют, как минимум, два семантически неразложимых признака – «се- мантических примитива»: ‘желание’ и ‘благо’» [2, c. 68]. В то же время ученый отмечает, что понятие счастья «отправляет к предметным областям «состояний дел» и «состояний духа», соединяя «внутренний» и «внешний миры» человека, микрокосм и макрокосм, душу и тело, и уже в силу этого оно обречено на се- мантическую нечеткость, отсутствие резких концептуальных границ и дефини- ционную неопределенность» [там же]. Задачей этой статьи является описание особенностей поэтической репре- зентации концептосферы «Счастья» в стихах Е. Уманской. В качестве материа- ла для анализа использованы тексты поэтического сборника «Инь и Янь. Наив- ные стихи». Поскольку содержанием абстрактного имени является концепт, основой концептного анализа становится изучение особенностей употребления номинанта концепта. В анализируемом сборнике обнаружено шесть словоупотреблений номи- нанта концепта «Счастье». Рассмотрев все репрезентации, мы обратили внима- ние на то, что в поэтических текстах Е. Уманской актуализируются как узуаль- ные мотивы счастья, отраженные в русской наивной (языковой) картине мира (РНКМ), так и индивидуально-авторские смыслы. Проиллюстрируем это положение, обратившись к контекстам употребле- ния лексемы счастье . В стихотворении «Я больше не люблю того» два слово- употребления: «…Я больше не желаю врать/ Тому, с кем слёзы счастья ли- лись…» и «…В ту пустоту закралось счастье ,/ Покоем душу опоив…». В первом контексте Счастье – каузатор слёз, конечно же, сладостных (ср.: час- тотные употребления слезы радости , слезы счастья ). Во втором контексте, на-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=