Молодежь и наука 2017

269 В ФГОС общего образования особо подчеркивается необходимость ис- пользования проблемных, исследовательских методов, проектной деятельности обучающихся. В зависимости от характера учебной деятельности учащихся можно выделить несколько уровней обучения, начиная с самого простого – ре- продуктивного – по образцу, и заканчивая сложным – исследовательским – вы- полнение комплексных работ, требующих творческого подхода. В последнем случае речь идет именно о проектной деятельности. Проекты могут быть либо индивидуальными, либо групповыми. Достоинства индивидуальных проектов: • в результате работы над проектом у ученика формируется чувство ответ- ственности; • ученик осваивает этапы выполнения проекта (от начала до конца); • у учителя есть возможность отследить достижения ученика на каждом этапе проекта и регулировать его действия. Достоинства групповых проектов: • позволяют учащимся освоить материал в процессе изучения, обсуждения, взаимообучения с выработкой обобщенного решения; • позволяют осваивать элементы деятельности сотрудника, исполнителя, лидера; • способствуют формированию коммуникативной компетентности, навы- ков взаимоуважения, сотрудничества, взаимопонимания, чувства коллективной ответственности; • за счет сравнения результатов между учащимися и микрогруппами воз- никают соревнования, которые повышают мотивацию у школьников; • создаются микрогруппы, состав которых может меняться на каждом эта- пе. Задания раздаются каждой микрогруппе и разделяются между учащимися. Это дает возможность детям самоопределяться, делать самостоятельно выбор своей роли, действий, видов деятельности. В своем исследовании мы акцентируем внимание на групповой работе учащихся. Такая форма работы способствует успешности усвоения учебного материала, формирует учебные действия и благоприятно сказывается на взаи- моотношениях школьников. Включение детей в разнообразные виды совмест- ной деятельности на уроке способствует повышению ее эффективности, как со стороны ее результата, так и со стороны развития группы и ее членов. Таким образом, процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий у подростков при изучении физики будет более эффектив- ным, если: • формирование коммуникативных универсальных учебных действий вы- членяется в качестве специальной задачи изучения физики; • учащиеся включаются в проектную деятельность; • групповая работа учащихся на уроке организуется на основе учета их ин- дивидуальных и возрастных особенностей. Для того, чтобы проверить выдвинутую гипотезу, мы провели опытно- экспериментальную работу в 7-А классе (23 человека) МБОУ «Центр № 6».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=