Молодежь и наука 2017

268 А. С. Панина Факультет математики, физики и информатики, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Т. М. Пономарева ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ПОДРОСТКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ФИЗИКИ Преобразования, происходящие в современном обществе, обусловили из- менение образовательной ситуации. Важное место сегодня занимают пробле- мы личностного развития ученика, повышение его познавательного и творче- ского потенциала. Меняется характер организации образовательного процесса: он строится как совместная поисковая деятельность педагога и обучающегося на основе субъект-субъектных отношений. Кроме этого, произошла смена па- радигмы образования с знаниевоориентированной на системно-деятельност- ную, когда главным результатом являются не отдельные знания, умения, навы- ки, а готовность и способность учащихся в различных ситуациях эффективно и продуктивно действовать. В современной школе вместо привычной всем системы знаний, умений, навыков стала применяться новая система планируемых результатов обучения, включающая в себя личностные, предметные, метапредметные результаты. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реаль- ных жизненных ситуациях. К метапредметным результатам обучения относятся универсальные учеб- ные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершен- ствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к са- мостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [1, с. 74]. Можно выделить четыре группы метапредметных результатов: регулятив- ные, позволяющие учащимся самим организовать свою учебную деятельность; познавательные (информационные, мыслительные, мыслительно-речевые); личностные, обеспечивающие ценностно-смысловую ориентацию учащихся; коммуникативные умения, которые обеспечивают социальную компетентность и учет мнений партнеров в общении или деятельности. К коммуникативным УУД относятся: планирование учебного сотрудниче- ства с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка» [2].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=