Молодежь и наука 2017

259 И. Р. Орлова Факультет искусств, социальных и гуманитарных наук, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. А. Печурова СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЧТЕНИЮ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Цель современного образования – всестороннее и гармоничное развитие личности ученика. В достижении поставленной цели немаловажную роль иг- рают уроки чтения в начальной школе. Но при обучении чтению младший школьник сталкивается с рядом трудностей, которые нельзя оставить без вни- мания, поэтому проблема преодоления трудностей при обучении чтению акту- альна в наше время и требует рассмотрения. В. А. Сухомлинский удачно П одметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга» [1]. Ребенок, который не смог справиться с трудностями при обучении чтению будет периодически сталкиваться с проблемами при выполнении домашней ра- боты. Например, неверное прочтение задания, приведет к ошибкам в самой ра- боте. Также ученику будет неинтересно на уроках, он будет неусидчив, он не будет посещать библиотеки, потому что чтение для него становится непосиль- ной задачей. Знание причин возникновения проблем при обучении чтению, умение их выделять и дифференцировать необходимо для организации эффективной по- мощи ребенку. Проанализировав классификацию «Виды трудностей и их при- чины» М. М. Безруких, мы выделили следующие причины, мешающие ребенку успешно овладеть навыком чтения. 1. Слабая концентрация внимания. Это распространенная причина трудно- стей младших школьников. Дети не способны концентрироваться на выполне- нии задачи, не обращают внимания на детали, не могут сфокусироваться. 2. Недостаточная сформированность звукобуквенного анализа. Необходи- мо учить детей четко дифференцировать понятия «звук» и «буква», правильно соотносить их для полноценного овладения навыком чтения. 3. Выраженное утомление. Проявляется в повышенной отвлекаемости, рассеянности, затруднении концентрации внимания школьника. 4. Недостатки методики обучения. Даже широко применяемые методы обучения, могут не соответствовать возможностям детей данного класса. Так- же, неапробированные и необоснованные методики, могут быть первопричиной развития трудностей в обучении. 5. Недостаточная сформированность зрительной памяти ребенка. Зритель- ная память – вид памяти, который связан с работой зрительного анализатора. Именно она ответственна за сохранение, а затем за воспроизведение зритель- ных образов [2]. Для преодоления трудностей, связанных с недостаточной сформированно- стью зрительной памяти и звукобуквенного анализа, слабой концентрацией

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=