Молодежь и наука 2017
251 Исследовательская деятельность в младшем звене предполагает планиро- вание отдельных умственных операций, которые должен совершать ученик. Для этого существуют памятки, опорные схемы, таблицы и т. д. Например, учащимся встречается в тексте слова храбрый, храбреть, храбрость, строение, построение . Выдвигается проблема определения их отнесенности к частям ре- чи. Ученик указывает признаки первого слова и приходит к заключению, что это прилагательное. Дальнейший шаг требует совершить определенные дейст- вия со вторым словом, ученик убеждается, что это не прилагательное. Он воз- вращается к исходной точке, вспоминает признаки и выбирает другую часть речи. Поиск правильного ответа среди нескольких вариантов позволяет много- сторонне усвоить учебный материал школьникам; т. к., такая работа, во-первых, им интересна, поскольку требует активного участия, во-вторых, они привыкают самостоятельно воспроизводить знания, осуществлять самостоятельные иссле- дования. При выполнении данного задания, у учащихся формируются регуля- тивные и познавательные УУД. Исследовательская работа ученика – это путь формирования особого стиля учебной деятельности. Она дает возможность менять обучение в самообучение, запускает режим саморазвития. У школьников формируется самое важное – ин- терес к познавательной деятельности. Самые первые компоненты исследования включаются уже при обучении грамоте, что позволяет формировать познавательные, коммуникативные и ре- гулятивные УУД. Например, при изучении темы «Звуки и буквы» ученикам можно предло- жить следующие задания: – Постараемся выяснить, что можно сделать с фонемой. – На доске написаны слова «сом» и «сон». Посмотрите на них. – Что в них меняется? (Изменилась последняя буква). – Изменился один звук (соответственно одна буква) получилось другое слово. – А теперь найдите изменения в следующих словах: «сон» и «нос». (Буквы поменялись местами). При изменении порядка звуков у нас также получилось другое слово. – Что произошло в паре слов: «слон» и «сон»? (Убрали одну букву). При удалении звука получилось другое слово. Чтобы понять важность разделов «Морфология» и «Синтаксис» ученикам предлагается следующее упражнение, которое формирует коммуникативные, познавательные, регулятивные УУД: – Вспомним известную песню «Лесной олень». Осенью, в дождливый серый день, Проскакал по городу олень. Он летел над гулкой мостовой. Рыжим лесом, пущенной стрелой. – Представим, что в этом отрывке исчезли все знаки препинания, а слова стоят в начальной форме и пишутся с маленькой буквы. Измените таким об- разом текст (Учитель под диктовку учеников записывает на доске изменен- ный текст песни).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=