Молодежь и наука 2017

248 Н. Ю. Николаева Факультет технологий и бизнеса, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Г. В. Валеева ТЕОРИЯ ЛЮБВИ ПЛАТОНА Понятие «любовь-страсть» (эрос) является одним из центральных в учении древнегреческого философа-классика Платона, которого за заслуги в области философии любви, называли «философским первоапостолом Эроса». Эрос в понимании Платона представляет собой «влечение души к благу» [2]. Мысли- тель выступает с разоблачением любви телесной, которая, во-первых значимо сужает кругозор и ведет изначально только к наслаждению, во-вторых, приво- дит к собственнической позиции в отношениях, то есть желая поработить, а не сделать свободным. Следовательно, свобода – абсолютное благо, которое имеет возможность предоставить в человеческих отношениях как раз привержен- ность. В самой незатейливый форме она выражается во влечении к великолеп- ному человеку и в стремлении к бессмертию, которое достигается с рождением детей совместно с выбранным человеком. Высочайшая степень любви подра- зумевает духовное единение и влечение к возвышенному, а также к созданию социального блага. Наивысшая конфигурация платонической любви – привер- женность к мудрости (любовь к философствованию), и вершиной ее считается «постижение мистического образа идеи блага»[2]. Любовь, по мнению мысли- теля, способствует постижению «философского пути». «Здесь мы испытываем то самое удивление, которое заставляет узнать в каком-то человеке, единствен- ного; она помогает узнать, почему глубокое чувство и личное переживание не могут быть выражены словами; она учит тому, что значит стремиться к люби- мому предмету, думая только о нем…» [2]. Такие «уроки» чувственной любви могут помочь понять философские ме- тафоры Платона, связанные с настоящим знанием, устремлением, сосредоточе- нием на основном и отрешении от не столь важного. Платон говорил, что в любви реализуется не изучение половинки, а влечение к благу и бессмер- тию, сбережение себя в вечности через семью. При этом речь идет не только о деторождении как этаком. Не считая «беременных телом» Платон выделяет «беременных духовно», т. е. «рождающих добродетели, открытия, творения» [1]. Такое «потомство», по мнению мыслителя и считается бессмертным. Те, «у кого разрешиться от бремени тело… обращаются больше к женщинам и служат Эросу именно так, надеясь приобрести бессмертие и счастье. Бере- менные же духовно вынашивают разум и прочие добродетели» [1]. Платон отмечает, что их «родителями» является те творцы и мастера, которых можно назвать изобретательными. Платон, полагая земную приверженность ступенью на пути к любви не- бесной, не отвергая «низший эрос» (и не выделяет ее только на уровне теорети- ческом). Обретая мудрость, человек начинает дорожить духовной красотой бо- лее телесной и «созревает» до любви высочайшей, которая заключает в себе

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=