Молодежь и наука 2017

245 А. В. Хуторской, Е. А. Александрова, И. С. Якиманская и др. Авторы излагают в своих работах различные подходы к трактовке данного понятия. И. С. Якиманской и А. В. Хуторским под индивидуальной образовательной траекторией понимается, главным образом, «персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика» [6]. При этом И. С. Якиманской обращается особое внимание на то, что «индивидуальная образовательная траектория зависит не только от обучения, но и от психофизиологических особенностей, жизненных ситуаций, в которых живет и воспитывается ребе- нок» [8, с. 27–36]. При определении содержания индивидуальной образова- тельной траектории, И. С. Якиманской, в первую очередь, рассматривается «способ учебной работы и избирательность школьника к овладению учебным материалом, устойчивость его интересов к содержанию предметного знания» [7, с. 36–40]. А. В. Хуторской в технологии эвристического образования определяет ин- дивидуальную образовательную траекторию как важнейший педагогический принцип, «при условии наличия осознанного и согласованного с педагогом вы- бора смысла, темпа, форм и методов обучения, целей и задач, личностного со- держания образования, системы контроля и оценки результатов» [6, с. 92]. Особенно актуально использование индивидуальных траекторий в музы- кальном обучении младших школьников. Ведь именно музыкальное обучение призвано выявлять и развивать творческое направление, одаренность личности ребенка, создавать возможности саморегуляции в культурно-образовательном пространстве. Это отражено в Федеральном образовательном стандарте и обозначено в разделе образовательных областей, где раскрыты задачи музыкального воспи- тания и развития детей. Однако разработка путей и способов организации ин- дивидуального развития ребенка в музыкальной деятельности является по- прежнему недостаточной. В связи с этим было предпринято практическое исследование особенно- стей использования индивидуальных образовательных траекторий в музыкаль- ном обучении младших школьников и путей их практической реализации в об- разовательном процессе на базе МБУДО ДШИ № 4 г. Тулы. Диагностика музыкального развития детей 6–7 лет на констатирующем этапе педагогического эксперимента проводилась по следующим критериям: мотивационный, когнитивный и деятельностный. В соответствии с этими кри- териями использовались 6 диагностических методик, три из которых носили игровую форму: анкета на выявление музыкально-эстетических вкусов детей, тест «Музыкальный магазин», беседа «Музыкальная грамотность», тест «Му- зыкальная палитра», тест-игра на изучение чувства ритма «Ладошки» и тест- игра «Повторяем мелодию». В совокупности результаты по данным методикам дали разностороннее представление о музыкальном развитии учащихся 1-го класса. Качественный анализ результатов выявил типичные недостатки у обучаю- щихся: в основном дети оказались ориентированы на музыку развлекательной направленности, их вкусовые предпочтения были очень ограничены, были вы-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=