Молодежь и наука 2017

244 В. С. Незнанова Факультет искусств, социальных и гуманитарных наук, IV курс (заочная форма обучения) Научный руководитель – Л. М. Седунова ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, обусловили необходимость перехода образовательной системы к гу- манистической парадигме, основанной на развитии личности учащегося, созда- нии возможностей для формирования и выражения активной позиции обучаю- щегося в учебном процессе и социуме, познании мира, проявлении своей индивидуальности. Важность индивидуально-личностного подхода при обучении школьников подчеркивается в ряде документов, например, в Законе РФ «Об образовании», Типовом положении об общеобразовательном учреждении, Концепции общего среднего образования как базового в системе непрерывного образования, Феде- ральном государственном образовательном стандарте дошкольного образова- ния и др. [1, 5]. Одной из задач, обозначенной в данных нормативных документах, являет- ся создание и реализация индивидуальных образовательных траекторий. Успешность работы над теоретическим и методологическим обеспечением современного учителя в данном направлении невозможна без пересмотра тра- диционного образовательного процесса: его содержания, форм, методов обуче- ния, организации деятельности и т. д. Все эти и другие компоненты должны быть направлены на формирование индивидуальности учащихся. Поэтому не случаен интерес к нетрадиционным педагогическим технологиям, которые, в отличие от традиционных методик обучения, больше ориентированы на обу- чаемого, чем на учебную дисциплину, строятся с учетом интересов, потребно- стей, возможностей ученика, гарантируют определенный уровень обученности, обеспечивают повторяемость, воспроизводимость результатов, создают возмож- ность обучающимся реализовывать индивидуальные образовательные траекто- рии. «Под индивидуальной образовательной траекторией учащегося сегодня по- нимается система педагогических мер, обеспечивающих полноценное развитие ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями» [3, с. 158]. «По- нятие “индивидуальная образовательная траектория” является сложным общим понятием, пришедшим в педагогику из физики. В педагогическом контексте понятие “индивидуальная образовательная траектория” употребляется наряду с понятием “индивидуальный образовательный маршрут” (Г. А. Бордовский, Е. А. Климов, B. C. Мерлин, И. С. Якиманская и др.). Однако оно имеет более широкое значение» [2, с. 4–7]. Проблемой разработки «индивидуальной образовательной траектории» за- нимались Г. Н. Прозументова, Н. В. Рыбалкин, Г. М. Ковалева, А. Б. Воронцов,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=