Молодежь и наука 2017

238 успел первое слово вывести, как авторучка отказалась писать. Почемучка пома- хал ею, повертел в руках и снова принялся писать. Но пасты хватило только на одну букву. Тогда он положил дневник на подоконник и вновь попробовал писать. И случилось чудо: ручка заработала. «Отчего шариковая ручка отказа- лась писать, когда стержень расположен горизонтально, – недоумевал Поче- мучка, – а в другом случае писала?»» Ребятам будет предложено порассуждать на вопрос. И вместе с учителем прийти к верному ответу, что паста из шариковой ручки выдавливается под действием давлений сверху и снизу. Когда стержень расположен горизонталь- но, давление на обоих его концах одинаково, и паста не может вытечь. Кода же стержень вертикален, вниз действует сила атмосферного давления и сила тяже- сти высоты столба пасты, а вверх – только сила атмосферного давления; сила давления вниз больше, и паста вытекает. Дети очень любят «проводить опыты». Поэтому обучение постановке опы- та призвано сыграть важную роль в освоении пропедевтического курса физики. Важно, чтобы опыт был доступным для постановки в условиях кабинета как кабинета физики, так и дома, простым и наглядным, а главное, ответ на постав- ленный вопрос не должен быть известным или очевидным. «Как доказать вращение Земли» Все знают о том, что Земля вращается вокруг своей оси. Существует не- сколько доказательств этого, самым простым из них является смена дня и ночи (хотя много столетий назад считали, что это обусловлено вращением Солнца вокруг Земли). Одно из самых наглядных доказательств предложил в XIX веке французский физик Жан Фуко. С его помощью убедиться во вра- щении Земли можно даже в закрытом помещении без окон. Для этого Фуко использовал огромный маятник, длина подвеса которого равнялась 67 мет- рам. Подобный маятник, только в гораздо меньшем масштабе, мы можем смастерить. Для этого возьмем яблоко и подберем тонкую деревянную щепку или па- лочку, которая на 2 сантиметра длиннее, чем толщина яблока. Заточим щепку с одного конца и проткнем ею яблоко насквозь. К незаточенному концу привя- жем нитку – это будет маятник. Шилом проделаем в пробке небольшое сквозное отверстие, вставим в него иголку ушком вниз или булавку головкой вниз. Затем воткнем вилки в пробку наискось, чтобы получилась тренога. Установим треногу на тарелку, свободный конец нитки маятника привяжем к угольному ушку. Отрегулируем длину нитки таким образом, чтобы остриё щепки немного не доходило до дна тарелки. Вдоль краёв тарелки насыпем два валика соли – друг напротив друга. Те- перь отведем маятник за один из валиков соли и отпустим. При каждом его движении остриё щепки будет оставлять на соли след в од- ном и том же месте. Чтобы повторить эффект вращения Земли, плавно, без рыв- ков будем поворачивать тарелку, которая изображает в опыте нашу планету. При повороте тарелки направление колебаний маятника не изменяется. Он продолжает раскачиваться в той же плоскости, оставляя всё новые следы на валиках соли по мере поворота тарелки.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=