Молодежь и наука 2017
237 Д. Г. Мужичкова Факультет математики, физики и информатики, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Д. А. Нургулеев ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА ФИЗИКИ Чем фундаментальнее закономерность, тем проще ее можно сформулировать. П. Л. Капица Изучение физики в школе составляет неотъемлемую часть среднего обра- зования. Место курса физики в школьном образовании определяется решаю- щим влиянием на развитие всех естественнонаучных дисциплин. Поэтому обу- чение физике должно служить в первую очередь целям развития полноценной гармоничной личности, способной ориентироваться в окружающем мире, сформировать и поддерживать познавательный интерес. Наблюдения за младшими школьниками позволяют высказать предпо- ложение о том, что именно разнообразные явления природы вызывают у них самый неподдельный интерес. Большинство вопросов, которые они задают родителям и учителям, касаются природных и повседневных явлений. Более того, учащиеся уже в возрасте 10–11 лет готовы к тому, чтобы на качествен- ном уровне понять многие из тех явлений, изучать которые им предстоит в старших классах, когда интерес к ним уже будет замещен интересом к другим проблемам или утрачен вовсе. Чтобы это избежать вводят пропе- девтический курс. Пропедевтика – введение в науку, в переводе с греческого языка (propaidéuō) означает «предварительно обучаю». Под пропедевтикой мы пони- маем вводный курс, систематически изложенный в сжатой элементарной фор- ме, который осуществляет предварительную подготовку учащихся к изучению предмета в основной школе и далее в старшей школе. В этом курсе находит отражение идея первоначального изучения явлений природы и окружающего мира. При отборе содержания курса главное внимание уделяется тем вопросам, ответы на которые чаще всего ищут дети. Основным приемом, позволяющим погрузить ребенка в интерактивный информационный режим, является обращение к его жизненному, повседневно- му опыту. Нельзя исходить из того, что ребенок вообще ничего еще не знает из той области знаний, которую сейчас начнет изучать. Поэтому правильным бу- дет сначала спросить: «Что вы слышали об этом?», выслушать ответы, а затем обобщить сказанное, дополнить или скорректировать. К примеру, можно предложить порассуждать ребятам вместе с вымыш- ленным героем и показать на примере опыт. «Почемучка спешил, он достал шариковую ручку и, прислонив свой днев- ник к стене, начал, торопясь, списывать расписание уроков на завтра. Но не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=