Молодежь и наука 2017

229 активность – не врожденное качество, а результат формирования личности. Следовательно, в педагогическом процессе приобретает значение поиск тех пу- тей познания, которые позволят вызвать у детей удивление, активную заинте- ресованность окружающими явлениями. В ходе педагогической практики по физике в 8 «Б» классе на базе МБОУ ЦО № 36 г. Тулы, мы определили цель исследования – выделить педагогиче- ские условия и использовать их на практике для построения такой методики обучения физике учащихся основной школы, которая позволит успешно разви- вать познавательную активность ребят. Всего в исследовании принимало уча- стие 27 человек. Для выявления уровня познавательной активности учащихся были использованы следующие методы: наблюдение за поведением учащихся на уроках различных учебных предметов, анкетирование, индивидуальные бе- седы с учениками и учителями, анализ документации (анализ классного журна- ла), анализ результатов контрольных работ, специальных заданий. В ходе наблюдений выяснилось, что большинство учеников проявляют исполнитель- ность на уроках, увлекаются новой информацией. В частности, на уроках физики ребята охотно участвуют в обсуждениях, отвечают на задаваемые во- просы, но редко задают дополнительные вопросы и вызываются сделать допол- нительное задание. Также имеются ученики, которые отвлекаются на уроках, частенько не выполняют домашнее задание, не умеют организовывать свое рабочее время, не достаточно дисциплинированы. В ходе первичного анкетирования (по материалам Б. К. Пашнева [3, с. 239– 242]) выявлялось отношение учеников к физике, как учебному предмету, к учебному процессу, определялась степень их заинтересованности, желание изучать что-то новое в курсе физики. По результатам исследования все дети были разделены на три группы: дети с высоким уровнем познавательной актив- ности (24 % учащихся), со средним уровнем познавательной активности (66 % учащихся), с низким уровнем познавательной активности (11 % учащих- ся). Анализ анкеты «Любимые предметы в школе» позволил выявить уровень заинтересованности ребят учебным предметом «Физика». Для этого учащиеся должны были напротив учебного предмета выбрать либо графу анкеты «необ- ходимо», либо «интересно». Предмет «Физика» представляется для учащихся больше необходимым, чем интересным. Как интересный для учащихся этот предмет занимает примерно 8 место среди других предметов. Интересным предметом физику посчитали только 13 учащихся (48 %). После серии посещенных и проведенных нами уроков физики в экспери- ментальном классе было выявлено, что развитию познавательной активности учащихся способствует разнообразие форм обучения и наполнение содержания учебных заданий по физике практической, интеллектуальной, эмоциональной и оценочной деятельностью. Так, развитию у детей познавательной активности способствовало использование проблемного метода обучения, включение зада- ний исследовательского характера. Например, при изучении темы «Параллель- ное соединение проводников» учащиеся экспериментальным путем пришли к законам параллельного соединения проводников. Использование познава- тельных и дидактических игр, игровых технологий (Брейн-ринг «Знатоки элек-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=