Молодежь и наука 2017
228 О. Ю. Митрущенкова Факультет математики, физики и информатики, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Н. Л. Плешакова РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ В условиях реализации задач федерального государственного образова- тельного стандарта общего образования (ФГОС ОО) второго поколения перед учителем ставятся задачи формирования знаний, универсальных учебных дей- ствий на качественно новом уровне. Достижению планируемых результатов обучения на уровне предмета, а также метапредметных и личностных результа- тов способствует системно-деятельностный подход, являющийся методологи- ческой основой новых стандартов. Основная идея системно – деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде, а учащиеся «открывают» их сами в процессе самостоятельной, в том числе, проектной, ис- следовательской деятельности. Развитие познавательной активности школьников, способы и методы акти- визации учебной деятельности – одна из самых актуальных проблем современ- ной педагогики. Очевидно, что от учителя потребуется такая организация учеб- ного процесса, в ходе которого главное внимание направлено на развитие стремления учащегося к познанию с учётом его личностных особенностей. Проблема развития познавательной активности обучающихся давно вол- новала ученых. Так, Ф. И. Харламов познавательную активность трактовал как «интенсивную аналитико-синтетическую мыслительную деятельность учаще- гося в процессе изучения окружающего мира и овладения системой научных знаний» [4, с. 7]. Г. И. Щукина рассматривает познавательную активность как «ценное и сложное личностное образование школьника, интенсивно форми- рующееся в школьные годы», которое «выражает особое состояние школьника и его отношение к деятельности» [6, с. 18]. С данной трактовкой познаватель- ной активности перекликается определение Т. И. Шамовой: «Активность в уче- нии… не просто деятельностное состояние школьника, а …качество этой деятельности, в которой проявляется личность ученика с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравст- венно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей» [4, с. 315]. А. К. Маркова под проявлениями познавательной активности понимает «все виды активного отношения к учению как познанию: наличие смысла, значимо- сти для ребенка учения как познания, все виды познавательных мотивов…» [2, с. 45]. Признавая за учащимся активное начало в познавательном процессе, она утверждает, что на основе этого школьник формируется как субъект учеб- ной деятельности. По общему мнению ученых [1, 2, 5], факторы, формирующие познавательную активность учащихся можно, выстроить в следующую цепоч- ку: мотивы – познавательный интерес – познавательная активность – позна- вательная деятельность. При этом подчеркивается, что, познавательная
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=