Молодежь и наука 2017
227 раничивающим фактором в их свободе выступал нравственный закон – чувство долга перед Богом. Эта свобода была утрачена в результате грехопадении чело- века. Греховный мир ограничивает свободу. Об ограниченной свободе человека грешного говорит апостол Павел: «Желание добра есть во мне, но, чтобы сде- лать оное, того не нахожу, доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7, 18–19). Именно эту свободу имел в виду Господь Иисус Христос, когда говорил: «познаете истину, и истина сделает вас свобод- ными» (Ин. 8, 32). Августин подразделил волю на благую и злую. Благая воля ориентирует человека на добро, а злая – на зло. Человек несёт ответственность за свои по- ступки, так как божественное воздание приходит ему по его делам. Сам Гос- подь говорит: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12). Основной ошибкой Августина, которую он допустил в ранние годы, было превышение роли благодати в христианской жизни и преуменьшение роли сво- бодной воли. Он впал в данное заблуждение, как отметил архиепископ Фила- рет, «руководствуясь собственным опытом обращения, и попытавшись опреде- лить эту проблему чересчур точно» [3]. Августин ни когда не отрицал свободной воли. В толковании на псалом «Исцеляющего вся недуги твоя», Ав- густин Блаженный пишет: «Он исцелит тебя, но ты должен желать быть исце- ленным. Он исцеляет всецело всякого немощного, но не того, кто отвергает ис- целение» [2]. Так же учит и Иоанн Златоуст, согласно которому «благодать, хотя она и благодать, спасает пожелавших, а не тех, которые не хотят ее… Бог не принуждает никого». В более поздние годы Августин стал основоположни- ком монашества: основал мужские и женский монашеские общины, а так же написал «Правила» жития монахов. Данное обстоятельство, показывает, что в действительности он осознавал значение аскетической борьбы, которая не- мыслима без свободной воли. Поэтому в целом, и особенно когда нужно дать практический совет христианским подвижникам, Августин Блаженный истинно преподает православное учение о благодати и свободной воле – насколько это возможно в пределах, ограниченных его богословской точкой зрения. Литература 1. Аврелий Августин [Электронный ресурс] // Википедия: Свободная эн- циклопедия.– URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Аврелий_Августин (дата обра- щения: 29.03.2017). 2. Серафим (Роуз). Место блаженного Августина в Православной Церкви [Электронный ресурс] / Серафим (Роуз).– URL: http://apologet.spb.ru/ru/1551.html (дата обращения: 29.03.2017). 3. Христианская философия [Электронный ресурс].– URL: http://philosophy- tsuab.blogspot.ru/2013/05/blog-post_23.html?m=1 (дата обращения: 29.03.2017).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=