Молодежь и наука 2017
226 М. В. Мельникова Факультет технологий и бизнеса, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Г. В. Валеева УЧЕНИЕ АВГУСТИНА БЛАЖЕННОГО О БЛАГОДАТИ И СВОБОДНОЙ ВОЛЕ Августин Блаженный, «также Авреелий Августиин Иппониийский – христианский богослов и философ, влиятельнейший проповедник, епископ Гип- понский, один из Отцов христианской церкви» [1]. Августин Блаженный стал основоположником новой цивилизации и куль- туры. На рубеже перехода от язычества к христианству осуществил синтез античной философии и христианского учения, внося в науку и религию нечто новое и своеобразное, пытаясь теоретически обосновать необходимость христи- анской культуры. Являясь гениальной пророческой личностью, Августин Бла- женный, еще в юности изучил труды Цицерона. Ему казалось, что не прибегая к вере, было приобретено знание, однако вскоре он понял, что это не само ис- тинное знание. Именно тогда вера была воспринята Августином не как «слепое принятие того, что говорит некто», а как поиск истины. Только вера позволила вступить ему на путь познания, о котором он мечтал, изучая труды Цицерона. Пожалуй, нет более ярких примеров влияния на развитие и устои христи- анства, чем учение Августина. Благодаря его учению, на несколько столетий вперед был определен дух и направление христианства. Важными, наряду с учением о св. Троице, стали его исследования об отношении человека к боже- ственной благодати и свободной воле. Способность человека к восприятию Божьей благодати он считает основой христианского учения. Благодать в пред- ставлении Августина напрямую связана с верой в то, что Христос искупил все человечество. Значит, и дароваться она должна всем людям. То есть благодать это божественная энергия, озаряющая человека и изменяющая его существо. Меняя природу человека, благодать приводит его к спасению, направляя к Бо- гу. Августин был убежден, что некоторые люди не способны принять благо- дать, а те которые приняли, не всегда могут сохранить «постоянство в добре». Спасение придет только к тем, кто имеет дар постоянства и свободное решение воли. Этот дар Августин называет «даром постоянства». Благодаря принятию «дара постоянства «званные» смогут стать «избранными»» [2], утверждал бла- женный Августин. Анализируя нравственную жизнь людей и возможности выбора, Августин Блаженный делает вывод, что направляющей силой интеллектуального позна- ния человека является воля – одна из основополагающих способностей челове- ка. Возможность принятия «свободного решения» предусматривает свободу че- ловеческого действия, его независимость, возможность выбора различных вариантов. Тогда, воля человека должна быть абсолютно свободной. Однако свободной волей обладали только первые люди до грехопадения. Они были свободны от внешних воздействий и могли выбирать между добром и злом. Ог-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=