Молодежь и наука 2017

223 М. В. Мельникова Факультет технологий и бизнеса, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. А. Кувырталова УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ШКОЛЬНОЙ ПРАКТИКИ Проблема управления качеством образования – самая актуальная на со- временном этапе развития как для Российского образования в целом, так и для руководителя любого уровня, учителя. Не менее важна данная проблема и для педагогической науки, где ей в последние годы посвящены исследования Г. А. Шапоренковой, Г. М. Полянской, И. П. Чепурышкина, О. А. Сафоновой и др. Качество образования – термин, не имеющий однозначного определения. Его инвариантная характеристика связана с миссией образования относительно его субъектов, которые призваны удовлетворять социальный заказ общества; вариативный компонент касается непосредственно процесса обеспечения каче- ства для разных категорий участников образовательного процесса. С изменением образовательной парадигмы меняются и представления о результатах и качестве образовательных услуг. В условиях приоритета гума- нистической парадигмы они все более исходят из интересов и потребностей личности [2, с. 54]. В этом контексте планирование и осуществление видов об- разовательной деятельности в соответствие с предъявляемыми требованиями при соответствующем контроле за данным процессом составляют сущность обеспечения качества образовательной системой. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Фе- дерации» № 273-ФЗ «образование – единый целенаправленный процесс воспита- ния и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность при- обретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интере- сов» [4]. Поэтому совершенствование качества образования следует трактовать как процесс и результат приближения имеющихся параметров образовательной деятельности к целям, задачам и критериям подготовки обучающихся, которые определяются нормативными документами в сфере образования, прежде всего ФГОС. При этом следует подчеркнуть, что качество образования с введением ФГОС предусматривает с позиций управления создание условий для выполнения образовательной организацией лицензионных требований, для обучающихся – ус- ловий для овладения содержанием образования и приобретения соответствующих компетенций посредством разных видов деятельности. Проведенный теоретический анализ показал, что управление качеством образования предполагает разработку стратегии и тактики развития образова- тельной системы в соответствии с поставленными целями, задачами, содержа-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=