Молодежь и наука 2017

214 зообразном. Вот как Аристотель в своей работе «Метафизика» объяснял уче- ние Фалеса о воде как первоначале: «Фалес утверждал, что начало – вода (по- тому он и заявлял, что земля находится на воде); к этому предположению он, быть может, пришёл, видя, что пища всех существ влажная и что само тепло возникает из влаги и ею живёт (а то, из чего всё возникает – это и есть начало всего). Таким образом, он именно поэтому пришёл к своему предположению, равно как потому, что семена всего по природе влажны, а начало природы влажного – вода» [1]. Ученик и последователь Фалеса Анаксимандр, первопричиной всего суще- го считал «апейрон», который в понимании мыслителя означал материальное начало, но вместе с тем неопределенное. Основная характеристика «апейрона» заключается в том, что он беспределен, безграничен и бесконечен. «Беспре- дельность» первоначала Анаксимандр понимает прежде всего в смысле неис- черпаемости его творческой силы, созидающей миры» [4]. Это влечёт за собой другие свойства «апейрона», в первую очередь его количественную и качест- венную неограниченность. Апейрон бесконечен по объёму и по массе вещества, имеет бесконечное протяжение, окружает все вещи и заключает их в себе, бес- конечен во времени. Именно Анаксимандр впервые заговорил о первоначале как о материальном, неопределённом, предвосхищая будущее развитие фило- софских идей. Анаксимандр в сочинении «О природе» отмечал: «в процессе вращательного движения апейрона выделяются противоположности влажного и сухого, холодного и тёплого. В результате образуются земля, вода, воздух и огонь. Жизнь зарождается под воздействием небесного огня, на границе моря и суши из ила. Первые живые существа, живущие в море, постепенно переби- раются на сушу. Человек зародился внутри огромной рыбы, причём родился уже взрослым, а затем выбрался на сушу [4]. Таким образом, мысли и идеи Анаксимандра исходят из учения Фалеса, и переходят в то, что будет сказано уже его последователями, например, Анаксименом. Анаксимен является одновременно и последователем Фалеса, и продолжа- телем линии Анаксимандра. В его представлении первоначало должно отвечать и идее Фалеса, т. е. быть некой стихией, и требованиям Анаксимандра, т. е. быть беспредельным, безграничным, бесконечным». Такой первоосновой всего Анаксимен считает воздух, так как он является самым бескачественным из всех стихий (воздух нельзя увидеть, потрогать, т. е. он не обладает теми заметными качествами, какими обладает, например, вода). Но с другой стороны, человек ощущает воздух, поэтому некая качественная определённость в воздухе как стихии присутствует. Относительно причин, по которым Анаксимен в качестве первоосновы выбрал именно воздух, имеются лишь догадки философов. Одна из причина заключалась, с одной стороны, в стремлении найти эквивалент «беспредельному» Анаксимандра, а с другой, – в своеобразном представлении Анаксимена о воздухе. Также Анаксимен мог выбрать воздух из-за его большей распространённости по сравнению с другими стихиями, его бесконечной про- тяжённости и наибольшей подвижности. К этому выбору его могли привести «наблюдения за дыханием как источником жизни и принимаемая им аналогия души с воздухом» [4]. Выдвинув воздух в качестве первоосновы всего сущего,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=