Молодежь и наука 2017

209 времени, христианства, европейской государственности, которая замешана на рабской покорности граждан, которая не уступает покорности рабов древних греков и других рабов античной эпохи. Мысль Ницше не противоречит его ари- стократической позиции, которая находит оправдание в диалогах Платона «Государство» и отражает представление философа о том, что слабые (рабы) всегда подчиняются сильным (господам). Концепция европейской и общечело- веческой культуры, построенной на мифах, первоначально оформилось во взглядах Ницше как объединение Аполлона и Диониса. Данная концепция со- звучна с мифологией гностицизма. Один из основных признаковом данного подхода является то, что персонификация абстрактно-философских концептов, которые материализуются в соответствующих мифологических символах. Ти- пичной стороной методологии гностицизма является то, что резкая дихотомия тоже персонифицирует субъекты. Очень ярко выражается аристократическая тенденция гностицизма, что, как я отметила ранее, наблюдает в философских эссе Ницше, но аналогии, которые он привёл на культуру с некоторыми тради- циями гностицизма еле-еле дают право утверждать то, что Ницше был гности- ком. Ведь это течение возникло в христианстве, да-да, в том самом христианст- ве, которое мыслитель называл «высшим из всех мыслимых извращений»[2]. Таким образом, осознание Ницше культуры обогатило доктрины экзистен- циалистов, «герменевтиков», постмодернистов и иных культурологов, вплоть до отечественных, ныне весьма популярных мыслителей Л. Н. Гумилева, А. Г. Дугина и Б. М. Парамонова, чьи труды «пропитаны духом Ницше». Мож- но сказать, что оценка, данная Ницше развитию западноевропейской культуры – это крупнейший вклад в культурологию. Именно Ницше принадложил столь популярное ныне деление культуры на «аристократическую» (высокую, «истинную», духовную») и «массовую» (плебейскую, низкую, «популярную», «демократическую»). Так же, стоит отметить, что Ницше через всю жизнь и учение пронес платоновский афоризм: «Родители должны править детьми, старшие – младшими, благородные – неблагородными» [1]. Литература 1. Лосев, А. Ф. История античной эстетики. Высокая классика [Электрон- ный ресурс] / А. Ф. Лосев.– URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/ Losev3_HistEst/_16.php (дата обращения: 23.03.2017). 2. Ницше, Ф. Антихрист [Электронный ресурс] / Ф. Ницше.– URL: http://knijky.ru/books/antihrist (дата обращения: 23.03.2017).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=