Молодежь и наука 2017

208 А. А. Маркелов Факультет физической культуры, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Г. В. Валеева НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ЕВРОПЕЙСКУЮ КУЛЬТУРУ Ф. НИЦШЕ Немецкий мыслитель Фридрих Ницше одним из первых выступил с пере- оценкой оснований и традиций европейской культуры и предложил новый спо- соб ее понимания. Ницше считал, что менталитет греков и их культура основы- вается на аполлоновских и дионисийских началах. Именно в этом заключается одна из причин расцвета древнегреческой культуры. Аполлоновская основа – это воплощение в пластических искусствах, архитектуре, эпической и лириче- ской поэзии. Дионисийская основа проявлялась в музыке и греческой трагедии, возникновение которой было связано с культом бога Диониса и празднеств в его честь – дионисиями. Мыслитель считал, что в процессе развития западно- европейской культуры возобладало аполлоновское начало – рациональное, раз- меренное и упорядоченное; а дионисийское утратило былое значение. В утрате дионисийского начала Ницше видел одну из причин кризиса в современной культуре. Тем самым, Фридрих Ницше предугадал коллапс европейской куль- туры, начальные черты которого были заметны в последнем десятилетии XIX, а в XX в. и последующее время проявился в разных формах модернизма и по- стмодернизма. Проблема оценки европейской культуры является центральной во многих работах Ницше, но особенный резонанс имеют работы «Рождение трагедии из духа музыки», «По ту сторону добра и зла» и «Антихристианин». Во многом Ницше продолжил традиции философии жизни, которые были установлены А. Шопенгауэром. Признавая его своим учителем, Ницше, однако, проложил свой собственный пусть в философии. Логика развития идей Ницше приводит к образованию в его работах кризисной оценки европейской культуры, которая в большинстве присоединяется к концепциям «воли к жизни», «воли к власти», с соединением «аристократия духа – рабы», с идеей «супермена», «вечного воз- вращения». Отношения к культуре человечества у Ницше в целом выражено в художественной и метафорической форме философского эссе «Рождение тра- гедии из духа музыки». Раскрыв отношение к европейской культуре, которой, по мнению Ницше, суждено вступить в полосу кризиса, мыслитель использует древнегреческий миф об Аполлоне и Дионисе, хотя делает это совсем необыч- но, не соблюдая классических норм античной мифологии, за это в своё время он подвергся критике тех, кто не принял таких вольностей. Взяв за основу гре- ческий миф о боге Солнца Аполлоне и боге виноделия Дионисе, Ницше создал свой мир, который вторгся в европейскую культуру только для того, чтобы объяснить его реальность и все нюансы. В конечном итоге Ницше мифологизи- рует, хоть и звучит это парадоксально и тавтологично, древнегреческий миф, добавив к нему новоевропейскую философию и художественный колорит. Этот колорит доказывает абсурдность, ложь, фальшь и фарс европейской морали его

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=