Молодежь и наука 2017

200 Ш. И. Мансурова, А. А. Снытина Факультет иностранных языков, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. Н. Чеснова ФИЛОСОФИЯ МИРОВ ПОСТАПОКАЛИПСИСА В СОВРЕМЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ Постапокалипсис (или Апокалипсис, Постапокалиптика) – жанр в литера- туре (научная фантастика, «борьба за выживание», городское фэнтези и т. п.) и в киноискусстве (в кинематографе фильмы-катастрофы, мультипликации и анимации). Действие сюжета разворачивается в мире, пережившем глобаль- ную катастрофу. Сам термин впервые был использован американским крити- ком Аланом Франком в журнале «SciFiNow», но вошел в обиход лишь на рубе- же 1990–2000-х гг. Жанр постапокалиптики приобрел широкую популярность после Второй мировой войны, в связи с опасением по поводу начала использо- вания ядерного оружия. Постапокалипсис как жанр формируется в конце XIX – начале XX веков. Первым современным произведением постапокалиптики можно считать роман Мери Шелли «Последний человек» (1826 г.). Классическим произведением жанра принято считать роман Ричарда Джеффериса «После Лондона» (1885 г.), действие которого происходит через несколько тысяч лет после катастрофы. Сценарий, придуманный Джефферисом, стал основой для целого ряда других произведений данного жанра (например, «Алая чума» Джека Лондона). Типич- ными деталями жанра являются: 1) катастрофа (природный катаклизм, вторже- ние инопланетян, ядерная война, техногенная катастрофа и т. п.); 2) заброшен- ные, разрушенные города и поселения (или их части); 3) мутация (люди, животные, растения, вирусы и т. п.). Наибольший интерес для нас представляет философия миров постапокалипсиса в кинематографе. В рамках данной статьи мы рассмотрим картины данного жанра в хронологическом порядке. Необходимо учитывать, что при рассмотрении данного жанра в кинемато- графе нельзя подобрать идентичные критерии и универсальные черты, харак- терные для картин данного жанра. Миры постапокалипсиса воплощены во множестве современных фильмов, но имеют помимо группы общих черт и ин- дивидуальные особенности, одна и та же идея может раскрываться по-разному. Фильмы жанра постапокалипсис на протяжении всего своего существования постоянно меняются. Начиная от спецэффектов, заканчивая сюжетными ли- ниями. Картины данного жанра появляются в кинематографе примерно с сере- дины прошлого века. В основном сюжет основывается на важных темах време- ни: холодная война, освоение космоса, угроза Третьей Мировой войны и т. д. Например, одним из таких фильмов является фильм «День, когда Земля остано- вилась», который снят в 1951 году. Мир находится в разгаре холодной войны, на Землю прибывают пришельцы. Они ставят ультиматум населению Земли о прекращении ядерных испытаний. Люди в ужасе от инопланетных пришель- цев, от потенциальной или воображаемой угрозы своему существованию.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=