Молодежь и наука 2017

197 В данной статье мы попытаемся выяснить наиболее эффективные методы повышения познавательной активности у учеников с низкой и высокой уровня- ми мотивации к обучению на уроках русского языка. Начнем с рассмотрения ситуации, когда ученик наиболее заинтересован в том, что он изучает. В русском языке существует огромное количество тем, запоминание которых с успехом можно достичь именно в ходе проявления личных способностей учащихся, а именно поисково-исполнительской и творче- ской активности. К примеру, в 6 классе ученики начинают углубленно изучать такой раздел русского языка как морфология, требующий четкого понимания и систематизации знаний об особенностях каждой части речи их принципиально отличительных признаков. Так какой же путь следует избрать здесь учителю? Во-первых, даже при повышенной мотивации учеников не следует преподносить материал в сугубо научной форме, стоит сделать его наиболее доступным и понятным, и на этой основе давать ученику свободу своего выражения. Т. е. необходимо позволить ему самому ставить перед собой проблемные вопросы, касающиеся данной те- мы, и возможность самостоятельно искать интересующие его ответы, а затем, суммируя и выслушивая ответы одноклассников, проводить полный анализ вышесказанного и делать обобщенное умозаключение под непосредственным контролем педагога. Во-вторых, для закрепления материала можно предложить ученику не одно- типные упражнения для наработки, а задания повышенной сложности, в которых поиск правильного ответа будет происходить посредством логических рассужде- ний с опорой на пройденное. Это могут быть художественные тексты или стихо- творения, в которых части речи не всегда будут выполнять одинаковую синтакси- ческую роль, и для правильного ее определения потребуются дополнительные знания по данному вопросу. Так же учитель сам может придумывать словосоче- тания и предложения с учетом уровня усвоения материала и давать их на само- стоятельный разбор каждому из учеников. Это значит, что каждый ребенок полу- чает индивидуальное задание, прорабатывает его, а затем объясняет его классу, тем самым как бы пробуя себя в роли учителя. Это будет способствовать не толь- ко повышенной подготовки ученика, т. к. ему захочется показать свои умения и знания перед другими, но и разовьет навыки публичного выступления, что не- посредственно повлияет не только на его устную, но и на письменную речь. В-третьих, возможно использование групповой формы работы на уроках. К примеру, ученики могут разделиться на команды, и каждой из них будет дано задание: написать стихотворение с использованием максимального количества глаголов или составить описание какого-либо предмета с помощью одних при- лагательных, а потом представить свою работу другим. Соревновательный дух и стремление быть лучшими станет хорошим стимулом для проявления творче- ских способностей учащихся и будет являться причиной развития их познава- тельной активности, т. к., узнавая больше, они смогут выполнить свою работу наиболее качественно и достичь точного понимания данной темы. Учителю же со своей стороны важно правильно организовать ход проведе- ния урока и не препятствовать ученикам в свободе своих догадок и рассужде-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=