Молодежь и наука 2017

196 А. А. Лямцева Факультет русской филологии и документоведения, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Н. И. Ешкина ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Познавательная активность является одним из важнейших элементов по- знавательной деятельности, основная цель которого – проявление наиболее яр- кого интереса к процессу обучения, постоянное стремление к получению новой информации, её пониманию и запоминанию. Развитие познавательной активности можно считать двусторонним про- цессом, так как он зависит не только от правильной организации педагогиче- ской деятельности и работы педагога, но и от самого ученика. Поэтому значи- тельную роль здесь будет играть не только внешняя, но и внутренняя мотивация ребенка, его психологические особенности, личное восприятие и понимание важности изучаемого материала. Д. Б. Годовикова считает, что уровень познавательной активности опреде- ляется по 4-м показателям: 1. Внимание и особый интерес к предметам. 2. Эмоциональное отношение к предметам (удивление, недоумение, лукав- ство, то есть разнообразие эмоций, вызываемых этим предметом). 3. Действия, направленные на распознавательные устройства предмета, понимание его функционального назначения. Общее количество этих действий – свидетельство интенсивности обследования. Но особенно важно качество дей- ствий, прежде всего их разнообразие и смена одних типов другими, паузы, во время которых ребенок раздумывает об этом предмете. 4. Постоянное стремление к предмету, даже тогда, когда его нет [1]. Г. И. Щукина говорит о следующих уровнях активности: 1. Репродуктивно-подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого. Усвоение образцов сопровож- дает человека всю жизнь, но уровень собственной активности личности здесь недостаточен. 2. Поисково-исполнительская активность представляет более высокий уро- вень, так как здесь имеет место степень самостоятельности. На этом уровне нужно принять задачу и самому отыскать средства ее выполнения. 3. Творческая активность являет собой высший уровень, поскольку и сама задача может ставиться человеком, а пути ее решения новые, нешаблонные, оригинальные [2]. Анализируя вышесказанное, можно понять, что уровень познавательной активности у разных учащихся на отдельных предметах будет отличаться, именно поэтому одной из основных задач учителя является стремление к вы- явлению этой разницы и составления с её учетом планов и программ проведе- ния урока.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=