Молодежь и наука 2017

194 П. А. Шавир утверждает, что важной задачей является ознакомление уча- щихся с миром профессий не просто «после уроков», а посредством использо- вания так называемых профориентационных возможностей самих школьных учебных предметов [9]. Профориентационная работа при обучении математике должна быть на- правлена на осуществление учащимися первичного элементарного анализа профессии. Она должна четко определить два основных момента: содержание профессии и необходимые для нее способности и умения [3]. Например, на уроках математики формированию готовности к профессио- нальному самоопределению старшеклассника способствуют разные методы, формы и средства. Посвятив урок новой теме, учитель может рассказать о тех великих ученых, которые внесли вклад в то или иное открытие, акцентировав внимание учащихся на том, с каким интересом и трудом они добивались своих целей, тем самым дать им возможность узнать о таких профессиях. Зная об интересах некоторых детей непосредственно к математике, учи- тель-предметник так же может готовить таких детей к олимпиадам, помогать добиваться вершин и утверждаться в своих способностях и интересах, чтобы в будущем они были уверены в правильности выбора профиля вуза. Старше- классники должны уметь отстаивать, доказывать свое личное мнения, основы- ваясь на тех знаниях, умениях и навыках, которые у них есть. Доказывая теоре- му на уроке, выпускник пытается убедить всех, в том числе и преподавателя в том, что он прав. Такие формы, методы и средства служат методом воспиты- вающей среды, которая позволяет старшему школьнику легче подойти к выбо- ру профессии. Тогда же, основываясь на своих знаниях, умениях и навыков, выпускник будет прислушиваться не к мнениям родителей, друзей и т. д., а к своему личному суждению. Мы находимся в начале нашего исследования, поэтому дальнейшие пер- спективы будут связаны с проверкой в период педагогической практики обо- значенных выше путей формирования готовности старшеклассников к профес- сиональному самоопределению. Литература 1. Бодалев, А. А. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / А. А. Бодалев; Под ред. А. А. Бодале- ва и др.– М.: Ин-т психотерапии, 2001. 2. Голомшток, А. Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника: Воспитательная концепция профессиональной ориентации / А. Е. Голомшток.– М., 1979. 3. Йоваша, Л. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников / Л. А. Йоваша.– М.: Педагогика, 1983. 4. Климов, Е. А. Введение в психологию труда: Учеб. для вузов / Е. А. Климов.– М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. 5. Май, Т. Н. Основы формирования готовности старших школьников к выбору профессии / Т. Н. Май, А. Э. Попович // Педагогика и психология об- разования.– 2011.– № 2.– С. 26–32.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=