Молодежь и наука 2017

193 Поскольку в старшем школьном возрасте появляются планы и желания, реализация которых отсрочена, а в юности существенны коррективы, иногда новообразованием считается не само самоопределение, а психологическая го- товность к нему. По мнению Т. Н. Майя и А. Э. Поповича, готовность к профессиональному самоопределению рассматривается как устойчивая характеристика личности, которая делает их цели и предпочтения конкретными, являясь решением, ори- ентированные на ближайшую перспективу, и включающие в себя требования содержания и условия будущей профессиональной деятельности [5]. Содержанием самоопределения выступают взаимосвязанные процессы самопознания (осознание собственных интересов, склонностей, предпочте- ний, особенностей своего характера и темперамента), самооценивания (срав- нение результатов самопознания с имеющимися представлениями о профес- сиональных требованиях, выдвигаемых со стороны выбираемой профессии) и саморазвития (целенаправленное самоформирование в себе тех качеств, ко- торые необходимы для успешного выполнения будущей профессиональной деятельности). Исследуя проблемы профессионального самоопределения старшеклассни- ков, мы провели анкетирование 49 десятиклассников, выявляющее их дальней- шие жизненные планы. После окончания школы 89 % учащихся хотят далее продолжить свое образование в вузах. Следует принять во внимание мнение 48 % учащихся о необходимости совмещения учебы в вузе с работой. При ин- терпретации проведенного опросника Е. А. Климова была определена реальная принадлежность учащихся к той или иной группе профессий. При сравнении результатов двух методик нами было определено, что многие учащиеся склон- ны переоценивать свои профессиональные возможности, а некоторые, наобо- рот, склонны недооценивать себя. Например, Сергей М. желает связать свою жизнь с адвокатурой, однако, согласно интерпретированным данным опросни- ка Е. А. Климова, склоняется к работе в сферах “человек-техника”. Подобных несоответствий было выявлено достаточно много, это позволило предполо- жить, что профессиональное самоопределение у учащихся сформировано в не- достаточной мере, 51 % учащихся 10-х классов до конца еще не определились с выбором профессии и нуждаются в помощи. Кроме этого, учащихся просили ответить на вопрос, насколько они уверены в правильности выбора профессии. 41 % десятиклассников ответили, что они недостаточно уверены в правильно- сти своего профессионального выбора. Профессиональное самоопределение тесным образом связано с профес- сиональной ориентацией. Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение – сообщение школьникам сведений о различных профессиях, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, спо- собах и путях их получения, оплате труда. Задача по ознакомлению учащихся с современными профессиями, информированию их о потребностях в кадрах – одна из важных задач для современной школы.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=