Молодежь и наука 2017
192 А. М. Лыкова Факультет математики, физики и информатики, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Т. М. Пономарева ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАТЕМАТИКИ Современное общество требует от человека самостоятельности, творческо- го подхода, умения быстро ориентироваться в меняющихся условиях. Поэтому особую важность приобретает вопросы, связанные с правильностью выбора профессии. В связи с этим одной из задач, стоящих перед общеобразовательной школой, является обеспечение условий для профессионального самоопределе- ния старшеклассников. В отечественной и зарубежной психологии и педагогике исследование проблем профессионального самоопределения проводилось по разным направ- лениям. Так, Л. И. Божович, И. С. Кон, А. В. Петровский, Д. Сьюпер и др. рас- сматривали проблему профессионального самоопределения учащихся контексте изучения возрастных закономерностей формирования личности, В. А. Беликов, А. Я. Найн, Н. С. Пряжников и др. – в плане проблемы формирования человека как субъекта профессиональной деятельности, Э. Ф. Зеер, Т. В. Кудрявцев, О. В. Лешер, А. Маслоу, Е. М. Павлютенков и др. – в рамках изучения вопросов профессионального становления. Е. П. Ильин, А. Маслоу, Е. М. Павлютенков, С. Н. Чистякова, П. А. Шавир и др. изучали мотивы и факторы профессиональ- ного самоопределения, Е. А. Климов, И. С. Кон, Ю. Кушнер, Г. Крайг исследова- ли проблемы взаимодействия школы и семьи в вопросах профориентации. Существует несколько подходов к определению профессионального само- определения. Например, Е. А. Голомшток под профессиональном самоопреде- лением понимал деятельность человека, обретающую то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда [2], А. А. Бодалев рас- сматривал профессиональное самоопределение как процесс формирования личностью своего отношения к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации [1]. Нам импонирует позиция Е. А. Климова, который определяет профессио- нальное самоопределение школьника в общем виде как длительный процесс развития отношений человека к своей будущей профессии и к самому себе как потенциальному субъекту профессиональной деятельности. В анализируемом определении подчеркнута активная роль самого человека, он сам выбирает профессию. Динамика профессионального самоопределения молодого человека есть процесс поиска им «своей профессии», соответствующей его склонностям и способностям [4]. Профессиональное самоопределение становится центральным новообразо- ванием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие себя в нем.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=