Молодежь и наука 2017
186 О. Р. Лубенская Факультет математики, физики и информатики, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Р. В. Романов ДЕМОНСТРАЦИОННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗДЕЛА «ПОСТОЯННЫЙ ТОК» ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ЭЛЕКТРИЧЕСТВО И МАГНЕТИЗМ» Скучные уроки годны лишь на то, чтобы вну- шить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому. Жан-Жак Руссо Физическое образование нельзя представить лишь в виде изложения тео- ретического материала, так как физика – это экспериментальная наука. Любая теория должна подкрепляться экспериментом, причём демонстрационный экс- перимент должен быть не только однозначным, простым и понятным, но и эф- фектным. Постановка стандартных экспериментов требует тщательной подго- товки и больших затрат времени, что в современных условиях обеспечить достаточно проблематично. Вместе с тем можно один раз сделать всё качест- венно, записать на видео, а затем многократно повторять для любой аудитории, используя мультимедийные средства обучения. В рамках выполнения выпускной квалификационной работы автор в тече- ние более двух лет подготовила ряд таких экспериментов по основным законам постоянного тока. Демонстрационный эксперимент № 1 «Графитовая лампа» Цель эксперимента: показать, что при прохождении тока через графитовый стержень, он начинает светиться, как нить в лампе накаливания (лампочка Лодыгина). Графит проводит электрический ток, но его сопротивление достаточно ве- лико (почти в 100 раз больше чем у вольфрама). По закону Джоуля-Ленца вы- деляется достаточное для свечения количество теплоты. При увеличении на- пряжения, яркость увеличивается (рис. 1). Рис. 1. «Графитовая лампа» Рис. 2. «Светодиодная сосиска»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=