Молодежь и наука 2017

182 Контексты, в которых соматизмы, в том числе и рука , употребляются в ха- рактеризующих значениях, как нам кажется, можно разделить на три группы: 1) описание внешности персонажа; 2) описание характерных жестов; 3) описание конкретных жестов, несущих определенную информацию. Повествование в произведении ведется от первого лица, и главный герой в различных контекстах описывает окружающих его людей с помощью сома- тизмов, как правило, в таких контекстах использует соматизм рука . Сравним, например: 1. «Физиономия такая важная, задумчивая; все шепчет под нос и махает левой рукой , а в правой у него длинная сучковатая трость с золотым набал- дашником» [3, с. 152]. 2. « <...> и вдруг я почувствовал в моей руке письмо , по-видимому уже давно написанное, совсем приготовленное и запечатанное» [3, с. 286]. 3. «Намедни, когда мы не виделись целые два дня и на третий день встре- тились, мы уже было схватились за шляпы , да благо опомнились вовремя, опустили руки и с участием прошли друг друга подле» [3, с. 152]. На основе проанализированного материала можно сделать вывод, что в художественном мире Ф. М. Достоевского важную роль играют жесты, на- прямую связанные с паракинемой рука. Они служат как для экспликации раз- личного спектра эмоций, так и для формирования более четкого представления о персонажах, об их внешности и поведении в различных ситуациях. Литература 1. Крысин, Л. П. Толковый словарь иноязычных слов / Л. П. Крысин.– М.: Эксмо, 2006. 2. Хроленко, А. Т. Основы современной филологии: Учеб. пособие / А. Т. Хроленко.– М.: ФЛИНТА, 2013. 3. Достоевский, Ф. М. Бедные люди. Белые ночи. Неточка Незванова / Ф. М. Достоевский.– М.: Правда, 1981. 4. Подопригора, М. Г. Деловая этика: Учеб. пособие / М. Г. Подопригора.– Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=