Молодежь и наука 2017

179 С. Н. Ларшина Факультет русской филологии и документоведения, II курс (очная форма обучения); Н. И. Ешкина Старший преподаватель кафедры педагогики СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У ШЕСТИКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ (на примере рассказа А. П. Платонова «Неизвестный цветок») «Формирование эстетической культуры – это процесс целенаправленного развития способности личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности» [1]. Природа является неиссякаемым источником красоты. В ней содержится богатейший материал для развития эстетических чувств человека. Наблюдая за окружающей нас природой: деревьями, птицами, цветами – мы учимся ви- деть прекрасное в обыденных вещах. Очень важно развивать эту способность у детей с самого раннего возраста. По словам Константина Дмитриевича Ушинского «…прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога…» [2]. Природа открывает ребенку дверь в волшебный, сказочный мир, который полон тайн, гармонии, красоты. Постигая мир природы, дети знакомятся с нравственными законами, а помогают им в этом родители, воспитатели, школьные учителя. Особым потенциалом, влияющим на формирование эстетических ценно- стей, обладают уроки литературы. Ведь в процессе изучения литературных произведений происходит открытие и приобщение к новому неизведанному миру, знакомство с множеством эстетических категорий. Уроки словесности помогают составить представление у обучающихся о мире, который их окру- жает, характерах героев, их прекрасных или безобразных поступках, позволя- ют испытать чувства сопереживания, включенности в художественное произ- ведение. Мы хотели бы показать, как происходит работа с шестиклассниками, на уроках литературы, направленная на формирование эстетических ценностей, на примере анализа сказки-были Андрея Платоновича Платонова «Неизвестный цветок». Это небольшое, но очень глубокое по своему содержанию произведе- ние позволяет сформировать у обучающихся ряд эстетических ценностей. Прочитав первые строки произведения, дети сталкиваются с мрачными описаниями тяжелой жизни маленького цветка: «Он рос один на пустыре… На пустыре трава не росла, а лежали одни старые серые камни, и меж ними была сухая мертвая глина» [3]. Вокруг цветка все «мертвое», лишь он один – живое существо, которое борется за свое существование: «Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть». В этом фрагменте автор дает жизненный урок своим читателям. Он призывает не отчаиваться даже в самой сложной ситуации. Не- обходимо найти в себе силы, чтобы справиться со всеми трудностями так же,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=