Молодежь и наука 2017
175 концепт-универсалия) концепты. Ученый отмечает, что последний является уни- версальным, общим для всех носителей языка, представленным в языковой карти- не мира любой языковой личности. Нехудожественный концепт может включать в себя «вербальные и невербальные экспликации» и состоит из устойчивого соот- ношения ядра и периферии. Художественный концепт при этом «отражает обще- художественное или индивидуально-авторское осмысление общих ментальных сущностей и выражается в оригинальных способах вербализации на основе инди- видуальной системы оценок и ассоциаций» [Сергеева, с. 40]. По мнению Е. В. Сергеевой, художественный концепт, в отличие от концепта-универсалии, может быть репрезентирован только посредством языкового выражения, а соот- ношение ядра и периферии, как правило, смещено, т. к. добавляются индивиду- ально-авторские признаки концептов, которые присущи всему творчеству писателя. В. А. Маслова, говоря о художественном концепте, соглашается с утвер- ждениями С. А. Аскольдова и отмечает также, что в основе такого концепта лежат ассоциации, эмотивность, художественная образность и чувства. «В от- личие от обобщенных познавательных концептов художественные концепты индивидуальны, личностны, размыты и психологически более сложны; это комплекс понятий, представлений, чувств, эмоций, иногда даже волевых про- явлений, возникающий на основе художественной ассоциативности. Чем богаче культурный и эмоциональный опыт поэта, тем глубже и обширнее его концеп- ты» [цит. по: Петрова, с. 4]. Чувственную и эмотивную составляющую в художественных концептах отмечает также ученый-лингвист М. В. Пименова, которая утверждает, что природа художественного концепта маркирована эмоциональной экспрессив- ностью, особым словесным рисунком, где образы и ассоциации эксплицируют- ся вербальными знаками. По мнению ученого, художественные концепты пред- ставляют собой «понятия, представления, чувства, волевые акты, приписываемые автором своим персонажам или увиденные читателем текста» [Колесов, Пименова, с. 173]. Таким образом, исследуя художественное произведение, следует, в первую очередь, обращать внимание на художественные концепты, которые несут чер- ты индивидуальности, неповторимости стиля автора. Такие концепты обладают эмоциональной экспрессивностью, художественной образностью и вербализу- ются на основе индивидуально-авторских чувств и ассоциаций. Литература 1. Аскольдов, С. А. Концепт и слово / С. А. Аскольдов // Русская словес- ность. От теории словесности к структуре текста: Антология.– М.: Academia, 1997.– С. 267–279. 2. Колесов, В. В. Введение в концептологию: Учеб. пособие / В. В. Коле- сов, М. В. Пименова.– 4-е изд., стер.– М.: ФЛИНТА: Наука, 2016. 3. Петрова, Л. А. Художественный концепт в современной лингвокогнито- логии [Электронный ресурс] / Л. А. Петрова // Вестн. Одесского нац. ун-та имени И. И. Мечникова.– 2011.– URL: http://www.nbuv.gov.ua/old_jrn/Natural/ Vdpu/Movozn/2011_17_3/article/22.pdf (дата обращения: 05.03.17).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=