Молодежь и наука 2017

174 А. В. Лабыцина Факультет иностранных языков, магистрант 1-го года обучения (очная форма обучения) Научный руководитель – И. В. Игнатова ПОНЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНЦЕПТА В СВЕТЕ КОГНИТИВНОЙ ЛИНГВИСТИКИ В современной когнитивной лингвистике художественный текст является далеко не новым объектом изучения, однако, именно благодаря когнитивной науке, художественный текст понимается как результат речемыслительной дея- тельности автора, которая отражает индивидуально-авторскую картину мира. В самом общем смысле, термин «картина мира» определяется учеными как «глобальный образ мира, лежащий в основе мировидения человека, репрезен- тирующий сущностные свойства мира в понимании ее носителей и являющийся результатом всей духовной активности человека» [цит. по: Пименова, Конд- ратьева, с. 34], то есть картина мира представляет собой совокупность субъек- тивных знаний человека об окружающем объективном мире, которая хранится в сознании индивида или группы людей. Картина мира в художественном тексте, или художественная картина ми- ра, представляет собой «дважды вторичную картину мира, т. к. она опосредова- на языком и индивидуально-авторской концептуальной картиной мира» [Стер- нин, с. 101]. Художественная картина мира возникает тогда, когда читатель, зритель или слушатель начинает воспринимать, усваивать художественное произведение. При этом картина мира в художественном тексте воплощается: – «в отборе элементов содержания художественного произведения; – в отборе языковых средств; – в индивидуальном использовании образных средств (система тропов)» [Попова, Стернин, с. 40]. Как и любая другая, художественная картина мира представляет собой концептуализированное художественное пространство, которое конструируется посредством концептов. Еще в 1997 году С. А. Аскольдов в антологии «Кон- цепт и слово» предложил разграничивать художественные концепты и кон- цепты познания (научные концепты). Лингвист отмечал, что «к концептам познания не примешиваются чувства, желания, вообще иррациональное. Худо- жественный концепт чаще всего есть комплекс того и другого, т. е. сочетание понятий, представлений, чувств, эмоций, иногда даже волевых проявлений» [Аскольдов, с. 274]. По мнению ученого, концепты знания ограничены в воз- можности их постижения, т. к. научные концепты всегда что-то означают, ука- зывают на предметность, которая существует в реальности. Художественные концепты, наоборот, не ограничены возможностью постижения, наделены ог- ромной художественной образностью и ассоциативностью. Идентичной точки зрения придерживается Е. В. Сергеева, которая в работе «Концепт-универсалия и художественный концепт: проблема классификации» предлагает выделять художественный и нехудожественный (коммуникативный,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=