Молодежь и наука 2017

172 Есть в цикле и стихотворение – настоящий гимн славному актерскому братству студийцев, а в частности Антокольскому, Завадскому и Алексееву, трем людям, с которыми М. Цветаева была наиболее дружна. Друзья мои! Родное триединство! Роднее чем в родстве! Друзья мои в советской – якобинской – Маратовой Москве! Последнее стихотворение цикла – «Сам Черт изъявил мне милость!» – отличается от других и по настроению, и по содержанию. Как будто в этот момент наступает для героини прозрение, жестокая реальность врывается в так трепетно возводимый ею мир, рушится «театральный роман», как будто закрывается занавес. И лирическая героиня осознает все страшные события конца 1918–1919 годов: и Первая Мировая война, и революции, и бесконечная борьба белых и красны. Вероятнее всего М. Цветаева вспоминает здесь своего мужа Сергея Эфрона, который сражался в это время в Белой гвардии. Появля- ется черт, сбивший героиню с верного пути, заставивший ее забыть о реально- сти, комедианты превращаются в банду, а их совместные вечера в шальную, чумную ночь: Сам Черт изъявил мне милость! Пока я в полночный час На красные губы льстилась – Там красная кровь лилась. Пока легион гигантов Редел на донском песке, Я с бандой комедиантов Браталась в чумной Москве. Таков цикл стихов М. Цветаевой не о театре, а о лицедействе и притворст- ве, не об актере, а о комедианте. Поэт не могла воспеть театр, она его не люби- ла в прямом понимании, но человека и атмосферу – могла. В этом цикле слож- но искать элементы театральности, потому что он главным образом, конечно, о любви, как и все, что писала Марина Цветаева. И речь здесь идет о театраль- ности жизни, о том, как легко влюбиться в очаровательную маску, за которой может ничего не оказаться. Но в этом цикле главным средством, рисующим нам образы, по-прежнему остается голос, голос лирической героини: то нежный и манящий, то страстный, то резкий, то печальный, то восхищенный и так да- лее. Можно подобрать еще много эпитетов, но важно то, что благодаря такому разному звучанию перед читателем выстраивается вся картина взаимоотноше- ний героев, все незримые их диалоги. То есть данный цикл еще раз подтвер- ждает нашу теорию о восприятии театра данным поэтом аудиально, с помощью ритма и голоса, которыми создается Музыка.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=