Молодежь и наука 2017
171 Таким образом, наиболее репрезентативный прием театрализации в стихо- творных циклах М. Цветаевой 1917–1919 годов – маскарадность. Уже здесь на- мечается тенденция к многоголосице. В данных циклах заметно, как глубоко и точно удается поэту создавать совершенно разные образы, как легко перево- площается ее лирическая героиня. Во всех этих циклах присутствует диалог имплицитный или эксплицитный, создающий некий драматургический эффект и дающий основание говорить о влиянии театральных тенденций в определен- ный период жизни на все творчество М. Цветаевой. С ноября 1918 по март 1919 года М. Цветаева пишет цикл стихов, посвя- щенных актеру театральной студии Е. Б. Вахтангова – Юрию Завадскому. Па- раллельно она пишет и пьесу «Фортуна», главную роль герцога Лозэна в кото- рой предназначала этому же актеру. Цикл состоит из двадцати пяти стихов, в которых совсем мало театра в прямом его понимании. Зато есть человек живой, настоящий, прекрасный, но без прикрас. И есть героиня, страстно влюбленная, ревнующая, но осознающая всю внутреннюю пустоту очень красивого героя. В названии цикла уже чувст- вуется это отношение. Слову «комедиант» в словарях неизменно сопутствуют следующие (помимо «актер»): комик, балаганные представления, шутовские роли, притворщик, лицемер. Почему было не назвать М. Цветаевой цикл просто «Актер»? Но тогда это не был бы цикл о Ю. Завадском. Он под это слово не подходил (по мнению М. Цветаевой), слишком был легок для него. А вот по- верхностное «комедиант» – очень точная характеристика. Здесь театральность поэзии М. Цветаевой скрывается за игрой лирических героев. Это игра в любовь на сцене жизни, декорациями для которой послужила зимняя, заснеженная Москва 1919 года. Цикл имеет посвящение: – Посвящение – – Комедьянту, игравшему Ангела, – или Ангелу, игравшему Комедьянта – не все равно ли, раз – Вашей милостью – я, вместо снежной повинности Москвы 19 года несла – нежную. Все в «любви» комедианта изменчиво, нет ничего постоянного и искренне- го. Создается даже впечатление, что героиня любит за обоих, он безлик и даже был бы скучен, если бы не ее Любовь к нему, которая и в наших глазах делает его холодность не недостатком, а наоборот достоинством, чем-то необычным, таинственным и очень сценичным. Видно, как на протяжении всего цикла ли- рическая героиня пытается научиться так же легко, как и герой, относиться к своему чувству: Порукою тетрадь — не выйдешь господином! Пристало ли вздыхать над действом комедийным? Любовный крест тяжел — и мы его не тронем. Вчерашний день прошел — и мы его схороним.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=