Молодежь и наука 2017

168 Е. Г. Кузьмичёва Факультет русской филологии и документоведения, магистрант 2-го года обучения (очная форма обучения) Научный руководитель – И. В. Ерохина ТЕАТРАЛЬНОСТЬ В ЛИРИКЕ М. ЦВЕТАЕВОЙ Искусство модернизма непосредственно ассоциируется в сознании с поня- тием «игра». Театр в начале ХХ столетия не только оставался одним из самых популярных видов искусства, но и распространился на все сферы жизни и твор- чества элитарной части общества, проявившись в идее панэстетизма и жизне- творчества. В нашей статье мы будем понимать понятие «театральности» несколько иначе, чем это принято в театроведении и литературоведении. Это связано с тем, что за основу исследования мы берем изучение особенностей проявления этого понятия в поэзии М. Цветаевой. А этот поэт, как многим известно, скорее был антитеатрален, то есть она открыто отрицала саму сущность актерства, бы- ла против самой игры как на сцене, так и в жизни. Но, несмотря на это, театр в определенный момент оказал огромное влияние и на творчество М. Цветае- вой. Театральность же в связи с творчеством исследуемого нами поэта мы будем понимать не только как особенность мировоззрения, но и как возмож- ность в творчестве говорить несколькими голосами, создавать для лирической героини аудиальные маски-образы. На наш взгляд, главной идеей привлекшей М.Цветаеву в литературной театрализации была «многоголосица» драматиче- ского произведения, возможность выстроить диалог не только внешний (с не- зримым реципиентом, читателем), но и внутренний – между героями. В период общения М. Цветаевой со студийцами-вахтанговцами (1918–1919 гг.) она не только искала новые драматургические формы, но и не оставляла своей ра- боты над лирикой, в которой так же отразился ее интерес к театру и театрализации как принципу видения и воплощения действительности. В этот период поэт пишет отдельные стихотворения и целые циклы такие, как «Дон-Жуан», «Кармен», «Плащ», «Стихи к Сонечке» и «Комедьятн». Каждый из них отражает попытку М.Цветаевой поговорить с читателями разными голосами, показать разную себя, надеть на себя разные маски. Её лирическая героиня преображается, она стано- вится актрисой, раскованно и свободно чувствующей себя на сцене жизни. К весне 1919 года любовные мотивы, характерные для лирики прошлых лет, наполнятся новым смыслом. Теперь характер лирической героини будет складываться из равенства «любовь-игра». Яркость, страстность, игра чувства- ми, наслаждение внутренней свободой и отсутствием любых границ заворажи- ваю читателя. Лирическая героиня восхищается экспрессивностью доступной только театру как виду искусства и с удовольствием примеряет на себя маску близкую образу Кармен, уличной певицы и страстной любовницы. Да здравствует комедьянт! Да здравствует красный бант

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=