Молодежь и наука 2017

166 зом, форма предстает основным характерным признаком красоты в эпоху средневековья. В эпоху Нового времени, начиная с немецкого мыслителя-классика И. Канта, центральными становятся содержательные толкования прекрасного. «Красота – это форма целесообразности предмета, поскольку она воспринимается в нем без представления о цели. Красота начинается с формы, но не сводится к фор- ме, а представляет собой форму, взятую в единстве с содержанием. Попытки рассматривать красоту только как форму недостаточны» [2]. Прекрасное, та- ким образом, является не атрибутом предмета самого по себе, а отношением его к личности, воспринимающей данный предмет. Так, русский мысли- тель В. С. Соловьев определял красоту как «воплощение идеи». Резюмируя, можно отметить, что прекрасное – это прежде всего единство красоты и добра. Именно в этой категории подчеркнут общечеловеческий смысл эстетических ценностей. Безобразное – категория эстетики, являющаяся противоположностью кате- гории «прекрасное» и выражающая негативные характеристики предмета и от- рицательные эмоции. Слово «безобразное» означает «отсутствие образа». Часто воспроизведение безобразного обращено в искусство. В эпоху античности дан- ная категория представляла противопоставление или отрицание прекрасного и красоты. Сократ и Аристотель, считали, что «искусство способно преобразо- вать безобразное таким образом, что оно становится положительной эстетиче- ской ценностью, созерцание, которой способно доставлять удовольствие» [2]. В эпоху средневековья безобразное трактовалось в соотношении с прекрасным, как аналогия соотношения добра и зла (данная концепция восходит к учению Августина Блаженного). «Прекрасное существует и оценивается само по себе, безобразное как его противоположность. Универсуму (вселенной) в целом свойственна красота, но отдельные части могут быть безобразны» [2]. В эпоху Нового времени категория «безобразное» использовалось как контраст, дабы подчеркнуть красоту идеала. «Реабилитировал безобразное Э. Бёрк, связав его с категорией возвышенного» [2]. Таким образом, в различные эпохи безобраз- ное рассматривалось многообразно: как беспорядочное, как смешное, как не- обычное. В средневековье безобразное считалось грехом. В эпоху Просвещения безобразное не имело право использоваться в искусстве. Часто категория «без- образное» сравнивалась со злом, «некрасивой» социальной жизнью. Безобразное противоположно прекрасному потому, что оно нередко раз- рушает красоту, выражает отрицательные эмоции, ценности, нарушает единство, которое присуще прекрасному. Также оно выражает отрицательные смыслы, значения, формы. Выразительность показывает все отрицательное. Безобразное связано с другими категориями эстетики: прекрасным, трагическим, возвышен- ным, комическим и только благодаря им осуществляет свои эстетические функции. Безобразному присуще дисгармония, неуклюжесть в движении, от- сутствие меры. Таким образом, прекрасное и безобразное являются централь- ными категориями эстетики. Между ними существует диалектическая связь. Их объединяет небезразличное эмоционально-ценностное отношение человека к какой -либо вещи, явлению и т. п. Различия прекрасного и безобразного

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=