Молодежь и наука 2017

165 А. В. Кузьмина Факультет технологий и бизнеса, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Г. В. Валеева ПРЕКРАСНОЕ И БЕЗОБРАЗНОЕ КАК ЦЕНТРАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ ЭСТЕТИКИ Слово «эстетика» произошло от греческого языка, означающее «чувствен- ность, разумное чувствование» и «имеющий отношение к чувственному позна- нию» [2]. Впервые данный термин был введен в научный и философский обо- рот, немецким мыслителем Александром Баумгартеном в диссертационном исседовании «Mediationes philosophicae de nonnullis ad poema pertinentibus» в 1735 году. Эстетика представляет собой философскую науку, изучающую ценности, формы, законы и свойства прекрасного и безобразного. Как отмечает русский мыслитель А. Ф. Лосев, предметом эстетики может быть каждая об- ласть социального существования. Каждая наука использует понятия, которые фиксируют свойства предме- тов. Такие понятия являются основой ее теоретического фундамента. Фунда- ментальные понятия науки – это категории. Основными категориями эстетики являются: прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое, поэтическое и прозаическое, глубокое и поверхностное и т. д. Прекрасное – является центральной категорией эстетики, и используется для определения и оценки целесообразности и совершенства форм в общест- венной жизни, социальной, в искусстве. Целесообразность подразумевает не- кую высшую цель, предназначение. Категория «прекрасное» начинает разви- ваться еще в античности, где рассматривалось как объективно существующее. Прекрасное для древнегреческих философов предстает как реальность. Натур- философы считали, что прекрасное – это гармония мироздания. Источник пре- красного есть у каждого индивида, и у каждого он свой. Прекрасное – это соот- несение свойств объективной действительности с индивидом, с его идеалами и представлениями о прекрасном в жизни. Красота – это совершенство, гармо- ничность объекта, вызывающее у субъекта эстетическое удовольствие. Соглас- но Сократу принципом красоты является целесообразность. Поскольку мир устроен разумно и согласовано, то всякая вещь в нем предназначена для какой либо цели, это делает ее прекрасной. Платон представлял красоту как совер- шенство формы вылепленной в соответствии с неким идеальным образцом. В эпоху средневековья «содержательное и формальное определения красо- ты нередко соединяются вместе, хотя явный приоритет остается все-таки за со- держательным определением» [2]. Так, Августин Блаженный, в работе «О граде Божьем», отмечал, что красота является некой «пропорциональностью частей в сочетании с приятностью окраски». Фома Аквинский в понятие «красота» заключает три качества: пропорциональность, целостность, яркость. У таких мыслителей эпохи средневековья как Бонавентура и Альберт Великий красота предстает как некая пропорциональность и «равенство частей». Таким обра-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=