Молодежь и наука 2017

160 По мнению Н. М. Шанского, «анализ художественного текста синтезирует в себе все знания и достижения языкознания, стилистики, литературоведения и истории культуры, является средством и инструментом познания художест- венного текста в его структурной содержательно-формальной целостности как определенной системы языковых средств, обусловленной авторским отношени- ем к изображаемому в произведении» [3]. Интерпретация же – это трактовка содержания художественного текста и задумки автора, основывающаяся на знаниях, полученных в ходе лингвистического анализа текста произведения. Конечной целью анализа является раскрытие идеи произведения, той ос- новной мысли, которую автор выразил в словесной форме. В идеале, анализ ху- дожественного текста должен представлять собой логически выстроенное рас- суждение, которое и позволяет сформулировать идею произведения. Все этапы анализа должны быть взаимосвязаны и последовательны. Аналитическую работу над аутентичным художественным текстом также можно разбить на следующие 3 этапа: предтекстовый, текстовый и послетексто- вый. Предтекстовый этап должен обеспечивать «плавное вхождение» в текст. Необходимо преодолеть лексические и грамматические трудности, выявить ос- новную мысль и второстепенные факты, причинно-следственные связи, усвоить некоторые необходимые языковые единицы, чтобы учащийся мог использовать текст для формирования достаточно самостоятельного собственного высказыва- ния. Предтекстовый этап состоит из лингвострановедческого комментария, ра- боты с незнакомой лексикой из текста и предтекстовых упражнений (работа по картинкам (описание), работа с заголовком текста и тому подобное). Текстовый этап – это само чтение, важным фактором которого является коммуникативная задача, содержащая указание на глубину проникновения в текст и ориентировку на возможное речевое произведение. В зависимости от целевой установки выбирают просмотровое, ознакомительное, изучающее и по- исковое чтение. Текстовый этап включает в себя смысловое чтение, а также уп- ражнения, направленные на извлечение основной и второстепенной информации из текста посредством нахождения информации, отражающей смысл текста, лек- сико-тематическую основу объединения смысловых отрезков в единое целое. На послетекстовом этапе учащиеся могут составлять устные описания, формулировать вопросы к тексту, придумывать эквиваленты предложений из текста и так далее. На этом этапе приемы работы с текстом направлены на выяв- ление основных элементов его содержания. В послетекстовых заданиях необхо- димо осуществлять проверку понимания содержания текста (основного или де- тального) в зависимости от установки на глубину проникновения в содержание. Для эффективного развития ИКК студентов в работе над художественны- ми аутентичными текстами недостаточно только таких заданий, которые подра- зумевают пересказ сюжета произведения, оценку событий и описание персона- жей. Важно использовать такие приемы и методы, которые заставляли бы учащихся творчески подходить к работе с текстом, помогали анализировать те- матику, проблематику, смысл отдельных сюжетных линий. Существует не- сколько таких методов и приемов для работы с аутентичными художественны- ми текстами.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=