Молодежь и наука 2017
157 в количестве 42 человек, направления педагогическое образование, профиль «Биология и Химия» в количестве 25 человек дали следующие результаты: зна- чительная часть (49 %) опрошенных не смогли решить подобного рода задачи в части-С. Все это свидетельствует о низком уровне владения химическим по- нятийным аппаратом, а следовательно, затруднениями в решении задач на вы- ведение химической формулы органического соединения. Таким образом, проблема нашего исследования заключается в противоре- чии между необходимостью развития познавательного интереса у учащихся и недостаточной изученностью возможности использования методики по со- ставлению общих формул многофункциональных органических соединений на уроках химии в старших классах. Мы предположили, что уровень познавательного интереса у учащихся повысится, если в процессе обучения химии систематически использовать раз- работанную нами методику по составлению общих формул органических со- единений, которая будет включать в себя: алгоритмы на вывод формулы орга- нического вещества, систему проблемных вопросов и ситуационных задач, а также методические материалы к каждому уроку по химии в виде подробных инструктивных карт. Инструктивные карты, в свою очередь, будут предназна- чены не только для индивидуального использования их учащимися, но и пред- назначены для вовлечения их в групповые научные исследования органических веществ, с подробным описанием их синтеза, а также качественным и количе- ственным аналитическим анализом полученных в ходе практических занятий соединений. Инструктивная карта будет содержать не менее десяти пунктов подробного алгоритма, по определению формулы органического вещества. В алгоритмы войдут такие задания для учеников как: 1) Напишите краткое условие полученной задачи. 2) По продуктам сгора- ния вещества запишите формулу углеводорода, кислорода, водорода, отра- жающую качественный и количественный их состав, обозначив число атомов элементов в молекуле неизвестными Х, У и Z. 3) Определите массу углерода по выделившемуся оксиду углерода (IV). 4) Определите массу кислорода и водо- рода по объему полученной воды. 5) Рассчитайте количество молей углерода и водорода в молекуле вещества, поделив массу углерода и водорода на их мольные массы. 6) Рассчитайте количество молей кислорода в молекуле веще- ства, поделив массу водорода на его молекулярную массу. 7) Составьте про- порцию по полученным массам неизвестных веществ. 8) Найдите полученные значения элементов в таблице Д. И. Менделеева. 9) Напишите структурную формулу полученного соединения. 10) Дайте название полученному соедине- нию по международной и систематической номенклатуре. Данная инструктивная карта может использоваться на каждом уроке по химии в старших классах как памятка при решении задач на определение фор- мулы любого заданного органического вещества. Таким образом, алгоритм выведения формулы химического соединения упростит задачу любого школьника, позволит найти правильный путь в реше- нии той или иной химической задачи при прохождении единого государствен- ного экзамена.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=