Молодежь и наука 2017

143 венность и суть любого блага невозможно сводить лишь к сочувствию», отме- чает Соловьев. Истинную сущность жалости, не являющаяся непосредствен- ным отождествлением себя иным, а признание иным личного значения – права на существование и вероятное благосостояние также раскрывает Философ. Это значит, что когда человек скорбит иного человека или животное, он не прини- мает его за себя, а наблюдает в нем такое же одушевленное создание, как и он сам. И поскольку человек признает за самим собой определенные права на ис- полнение своих желаний, о, пробуя жалость, признает такие же права и за иным и таким же образом реагирует на нарушение чужого права. Человек как бы уравнивает себя с тем, к кому он испытывает жалость, представляет себя на его месте. Исходя из трактовки данных понятий, Соловьев делает следующий вы- вод: «мыслимое содержание жалости, либо сострадания, взятая в своей все- общности и независимо от субъективных душевных состояний, в каких она имеет место быть, это и есть истина и справедливость» [1]. Помимо чувства стыда и чувства жалости в человеческой природе сущест- вует чувство благоговения перед высшим, выражающее отношение человека к чему-то особенному. Такое чувство является основой религии и религиозного начала нравственности. Соловьев чувство благоговения рассматривает на при- мере отношений родителей и детей. По мнению философа, такие отношения специфичны, поскольку не сводятся лишь к человеколюбию и справедливости и не происходят из жалости. Отношения между детьми и родителями строятся на признании ребенком превосходства родителей над собою и своей зависимо- сти от них. Ребенок испытывает благоговение к родителям, из чего исходит практическая обязанность послушания. Естественно, такие отношения, не про- тиворечат справедливости: в любви ребенка к родителям доминирует чувство преклонения перед высшим и долг послушания ему. Таким образом, любовь имеет характер благоговения, по мнению В. С. Соловьёва. Изначально, получается, такие обыкновенные чувства как стыд, жалость и благоговение лежат в основе человеческой нравственности и отвращают че- ловека от зла. Ведь они считаются основой добродетели, показывающей, каким обязан быть человек. В.С. Соловьев выделяет данные три свойства как важ- нейшие для человеческой природы. Он, поясняя собственный выбор, утвержда- ет, что все иные свойства, в том числе долг, свобода или справедливость, дале- ко не однозначны и не лишены внутренних противоречий. Литература 1. Соловьев, В. С. Оправдание добра. Нравственная философия [Электрон- ный ресурс] / В. С. Соловьев.– URL: http://www.vehi.net/soloviev/oprav/ (дата обращения: 21.03.2017).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=