Молодежь и наука 2017

142 Д. А. Колтунова Факультет физической культуры, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Г. В. Валеева УЧЕНИЕ В. С. СОЛОВЬЕВА О ЧУВСТВАХ СТЫДА, ЖАЛОСТИ И БЛАГОГОВЕНИЯ КАК ОСНОВЕ НРАВСТВЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА В. С. Соловьев ставит перед собой задачу рассмотреть проблему оправда- ния добра через призму души, психологи и сущности человека, поскольку мыс- литель находит добро «в человеческой природе» [1]. Мыслитель утверждает, что смысл жизни человека заключается в добре, поскольку он является «фор- мой для добра как безусловного содержания» [1]. Однако, если человек играет важную и главную роль в осуществлении добра, то какова же роль существова- ния зла в человеческой природе? Человек является существом с неоднозначной оценкой, так как характери- стики его натуры достаточно противоречивы и многообразны: красота сосуще- ствует с безобразием, гармония с беспорядком, добро с агрессивностью, за- вистью, коварством и т. д. В связи с чем, встает вопрос о способности положительной оценки человеческой природы с точки зрения нравственности. В. С. Соловьев подчеркивает, что человек обладает качествами, которых нет у животных. Одним из таких качеств является чувство стыда, которое уди- вительно по своей природе, поскольку его невозможно объяснить физиологиче- скими или биологическими причинами, пользой для конкретной особи или же рода. Стыд имеет совершенно иное значение: «он гласит о высочайшей в срав- нении с животными, высоконравственной природе человека: если же человек стыдится собственной животности, следовательно, он существует как человек; если человек стыдится, следовательно, он существует не только физически, но и высоконравственно» [1]. Соловьев считает что стыд определяет нравственное отношение человека к материальной природе. Мыслитель связывает стыда с ас- кетизмом. Он считает, что духовное начало в человеке противодействует его материальной природе. Такое сопротивление как раз выражается в стыде и позже развивается в аскетизм. Анализируя рассуждения В. С. Соловьева о чувстве стыда и его роли в развитии нравственности человека, можно отме- тить, что чувство стыда является основным моментом, отличающим человека от животного, формирующее нравсвенное восприятие человеком материальной природы. Чувство стыда – это средство подчинить стихийную жизнь человека жизни духовной. Далее, Соловьев выделяет чувство жалости, которое формирует корень нравственности не к материальной жизни, а к иным живым существам, схожи- ми человеку. Мыслитель понимает жалость как чувство «мучения или нужды, солидарность с иными» [1]. Из этого корня, произрастают такие нравственные чувства, как милосердие, сострадание, совесть. «В случае если согласиться с тем, что жалость в людском осознании – это добро, и человека, проявляющий это чувство именуют хорошим, а человека свирепым – злобным, всю нравст-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=