Молодежь и наука 2017

141 яться смерти необоснованно и неоправданно, ведь никто не знает, является ли она злом, рано или поздно принуждающим каждого расплачиваться за грехи, совершенные при жизни, или наоборот – благом, помогающим освободиться от невзгод и обрести покой. «Но не самое ли позорное невежество – воображать, будто знаешь то, чего не знаешь?» [1], говорил философ, обращаясь к тем, кто боялся смерти и считал Ее своего рода наказанием. Сократ отказывался от ап- риорных убеждений и стереотипов о том, что смерть заведомо есть зло, и ста- рался подойти к этому вопросу с другой стороны. Он считал, что нравственная порча, как ухода из жизни, на самом деле, является куда страшнее смерти фи- зической. Что есть смерть? По словам философа, «Смерть – это одно из двух: или умереть значит не быть ничем, так что умерший ничего уже не чувствует, или же, если верить преданиям, это есть для души какая-то перемена, переселе- ние её из здешних мест в другое место» [1]. Сократ рассматривает смерть как благо, нежели как что-то, дающееся человеку как наказание. В первом случае он сравнивает уход человека из жизни с крепким сном, с тем, который помогает окончательно вырваться из реальности и забыться, с таким, которых так немного выпадает на долю человека, вечно озадаченного насущными проблемами и не- способного окончательно отвлечься даже во время сна. Здесь он называет смерть «удивительным приобретением». Во втором же случае, если смерть действи- тельно является переселением души в другое место, туда, где находятся все умершие, Сократ полагает, что ничего лучше этого и быть не может. Ведь какое счастье вновь встретиться с людьми, которые некогда покинули этот мир, по ко- торым скорбел и которых так не хватало. Или же возможность поговорить с Ве- ликими умами, с теми, кто был творцом истории, кто будоражил умы и сердца народов – разве это не то самое благо, о котором человек может только мечтать? Таким образом, и Сократ, и Эпикур считают, что страх перед смертью не должен вставать перед человеком, так как никто не знает, что там, по другую сторону бытия. Возможно уход из жизни есть что-то намного лучшее, чем мы себе то представляем? Не гораздо ли важнее жить и беспокоиться лишь о нрав- ственности своих поступков, думать о том, что хорошее уже сделано или толь- ко может быть сделано, осталось ли что-то полезное после этой самой жизни или она прожита впустую, зря? Самое важное жить правильно и не думать, что будет с нами после смерти, может там не будет ничего. Литература 1. Платон. Апология Сократа [Электронный ресурс] / Платон.– URL: http://www.odinblago.ru/platon_1/15 (дата обращения: 5.05.2017 г.). 2. Эпикур. Письмо к Менекею [Электронный ресурс] / Эпикур // Тит Лук- реций Кар. О природе вещей / Тит Лукреций Кар; Пер. и коммент. М. Л. Гаспарова.– М., 1983.– С. 305–319.– URL: http://ancientrome.ru/antlitr/ t.htm?a=1358238790 (дата обращения: 5.05.2017).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=