Молодежь и наука 2017
140 А. В. Козубенко, С. А. Михалева Факультет иностранных языков, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. Н. Чеснова ПРОБЛЕМА СМЕРТИ В ФИЛОСОФИИ ЭПИКУРА И СОКРАТА Проблема смерти, смертности человека, всего живого является одной из актуальных и непреходящих. Вопрос смерти получает мифологическое, рели- гиозное, философское и иное толкование. Уже в древние времена смерть была окутана таинственностью и мистичностью. Как бы не хотелось всему живому жить вечно и не задумываться о том, что будет после жизни, смерть как некий этап жизни неизбежна, непредсказуема, неожиданна даже когда знаем о ней. Одно дело знать о смерти, а другое – осознать свою смертность. Но и осознание своей смертности не дает полной уверенности, знания в том, что будет за смер- тью. До сих пор неизвестно, что происходит с душой человека после смерти те- ла. Умирает ли она вместе с ним или продолжает жить в новом теле новой жиз- нью, либо переносится в другой мир. Отсутствие полного, достоверного знания о смерти и посмертном существовании, боязнь собственного неотвратимого конца являются причинами того, почему люди всегда боялись смерти. К раскры- тию данной проблемы мы можем подойти различными путями (религиозные ве- рования, научные факты, псевдонаучные теории и т. п.), но наибольший интерес для нас имеют взгляды на смерть основателя одной из четырех главных школ ан- тичной философии эллинистического периода, древнегреческого философа, Эпикура, в его знаменитом письме к Менекею, а также воззрения Сократа. Эпикур считает, что не стоит беспокоиться о смерти, она не имеет к нам никакого отношения, не существует, пока мы живем, а когда приходит, то нас уже нет. «Привыкай думать, что смерть для нас – ничто: ведь всё и хорошее и дурное заключается в ощущении, а смерть есть лишение ощущений» [2]. Эпи- кур утверждает, что если мы будем придерживаться этого знания, то смерт- ность жизни станет радостью. Человек не будет бояться смерти, не будет жаж- дать бессмертия, напрасно заранее горевать о страданиях, причиняемых смертью. Ведь нет ничего страшного в жизни, так как нет ничего страшного в не-жизни. Есть люди, которые бегут от смерти, есть те, кто желают смерти в силу каких-либо жизненных обстоятельств. Но поистине мудрый человек не уклоняется от жизни и не боится смерти. Желать смерти так же неразумно, как и стараться уклониться от нее. Ведь ни то, ни другое не в нашей власти. «Нуж- но помнить, что будущее – не совсем наше и не совсем не наше, чтобы не ожи- дать, что оно непременно наступит, и не отчаиваться, что оно совсем не насту- пит» [2]. Тема смерти, таинственности и непостижимости, которую она влечёт за собой, занимала родоначальника диалектики Сократа. Он обращался к во- просу о том, что есть смерть, есть ли что-то после того, как человек умирает, или это конец, после которого ничего нет и быть не может. В произведении его ученика и последователя Платона «Апология Сократа» высказываются основ- ные мысли античного философа касаемо этого вопроса. Сократ полагал, что бо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=