Молодежь и наука 2017
137 Школа решает ряд задач по формированию у ребёнка связной и правиль- ной речи: а) усвоение литературной языковой нормы; б) усвоение навыков чте- ния и письма; в) совершенствование культуры речи учащихся, доведение её до такого минимального уровня, ниже которого не должен остаться ни oдин школьник. Совершенствование речевой деятельности школьников предполагает фор- мирование четырёх обобщённых умений: a) ориентироваться в ситуации обще- ния, в том числе осознать свою коммуникативную задачу; б) планировать со- держание сообщения; в) формулировать собственные мысли и понимать чужие; г) осуществлять самоконтроль за речью, восприятием её собеседником, а также за пониманием речи партнёра. В связи с вышесказанным, нами были проанализированы программы и учебники по русскому языку с точки зрения обучения младших школьников связной речи. УМК: «Школа России» Автор: В. Г. Горецкий. 1 класс (Обучение грамоте) 1 класс (Русский язык) Азбука. Часть 1. Стр. 5. «Вспомни сказки и составь предло- жения. Что делает девочка? Что делают гуси?» [7] Стр. 6. «Назови героев сказки «Теремок». Кто чем занят? Составь предложения по схемам.» Стр. 14. «Задайте вопросы друг другу по рисун- ку. Придумайте рассказ “Лето в деревне”» Стр. 34. «Игра. Кто больше придумает с буква- ми а, о, и, ы в начале, середине и конце слов?» Стр. 35. «Соотнеси слова и рисунки. Составь предложения с нарисованными предметами.» Стр. 46. «Игра. Кто больше составит слов из слогов?» Стр. 55. «Прочитай текст. Озаглавь его. Про- должи текст. Дай имена детям.» Стр. 66. «Составь рассказ, используя слова.» Стр. 78. «О каком городе идёт речь? Был ли ты в нём? Расскажи.» Стр. 85. «Придумайте с другом рассказ о Моск- ве. Тебе помогут слова: столица, Красная площадь. » Стр. 110. «Расскажи, где ты родился. Как назы- вается город или село, где ты живёшь? Есть ли река рядом с твоим домом?» Часть 2. Стр. 10. «Придумай сказочную историю про лося.» Стр. 17. «Придумай имена детям, которые по- шли в лес. Обязательное условие: в словах должен быть звук [ ш ].» Стр. 20. «Вспомни сказку. Какие другие русские народные сказки ты знаешь. Расскажи свою любимую сказку.» Стр. 22. «Игра. По очереди предложите цепочку слов, изменяя одну букву. (Дан ряд слов)» Стр. 6. «Выскажи мнение: для чего нужна нам речь?» Стр. 11. «Составьте с данными словами предложение, изменяя, где нужно, форму слов.» Стр. 16. «Составьте диалог по рисунку.» Стр. 26. «Составь предложение с любым многозначным словом.» Стр. 50. «Составьте предложение со сло- вом весело.» Стр. 73. «Составьте по рисунку рассказ.» Стр. 120. «Рассмотри рисунок. Вспомни продолжение.» Стр. 130. «Расскажи, что художник изо- бразил на рисунке. Составьте по рисунку несколько предложений.»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=