Молодежь и наука 2017

136 В. Ю. Ковалькова Факультет искусств и гуманитарных наук, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. О. Савина ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Хорошо развитая речь в современном мире играет значительную роль. С древнейших времен краткость и лаконичность речи почиталась высшей доб- родетелью. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – забота и же- лание каждого из нас. Как отмечает М. Р. Львов, речь – это способ познания действительности [1]. Во-первых, богатство речи, в основном, зависит от пополнения ребёнком новых представлений и понятий о ней, а, во-вторых, хорошее владение языком позво- ляет познать сложные связи в природе и в жизни общества. Дети с хорошо раз- витой речью всегда успешнее учатся по разным предметам. А также многие люди, обладающие ораторским искусством, достигают в жизни наивысших вы- сот. В настоящее время проблема эффективной речи наиболее важна, ведь грамматически правильно говорить, обладать поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и пись- менной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необ- ходимо каждому. Поэтому на уроках русского языка необходимо правильно ор- ганизовывать речевую деятельность, применять какие-либо неординарные под- ходы, чтобы школьники стремились познать всю истину речи. Человек всю жизнь совершенствует речь, овладевает богатствами языка. Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовы- ражения и воздействия на других людей, поэтому необходимо соблюдать не- сколько условий, чтобы речевая деятельность стала возможной: – потребность высказывания – условие возникновения и развития речи. Методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребности высказаться о чём-либо письменно или устно; – содержание речи – условие наличия материала высказывания, т. е. того, о чём нужно сказать. Методическим условием развития речи учащихся являет- ся тщательная подготовка материала речевых упражнений (рассказов, сочине- ний и пр.); – средства языка – условие вооружения человека общепринятыми знаками, т. е. главным образом словами, их сочетаниями, различными оборотами речи. Методическим условием развития речи учащихся является создание широкой системы речевой деятельности: восприятие образцов речи и создание условий для речевых высказываний. В связи с этим детям нужно дать образцы языка, создать для них хорошую речевую среду .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=