Молодежь и наука 2017
134 тию «интерактивное обучение», выражая один из аспектов его процессуальной характеристики. Рассмотрим особенности интеллектуального диалога, которые связаны с преподаванием различных предметов на примере вузовского образования, од- ной из задач которого является требование пространства для личностной авто- номии и проявления субъектности студента. С одной стороны, подача информации в вузе основана на традиционных монологических методах и формах. Тем не менее, все более отчетливо высту- пает сочетание их с диалоговыми методами и приемами обучения. Так, при из- ложении лекционного материала используется постановка проблемных вопро- сов, изложение различных точек зрения на рассматриваемую проблему. Анализ практики показывает, что в организации самостоятельной работы студентов применяются дискуссионные задания, допускающие различные точ- ки зрения, неоднозначность суждений и требующие аргументации ответа на по- ставленный вопрос. Активному диалогу в системе вузовского образования сопутствуют и со- временные средства обучения, использование Интернет-технологий. Диалог предъявляет особые требования к речевым навыкам обучающихся. Способность студентов вести эффективный диалог по различным проблемам социокультурной жизни, познавать мир плюралистически становится наиболее значимым коммуникативным свойством личности будущего специалиста и требованием компетентностного подхода к его подготовке. Основными компонентами диалоговой технологии выступают: коммуни- катор (тот, кто задает смысловую направленность диалога, ставит перед обу- чаемым «задачу на смысл», создает соответствующую смысловую установку или является транслятором определенного смысла); мотив и цель смыслообра- зования (то, что должно в диалоге порождать желание обучаемого вербализо- вать личностный смысл); содержание (потенциальное поле «кристаллизации» смыслов); код коммуникации (устный или письменный диалог); рецепиент- ученик (его мотивационно-смысловые особенности); результат (обратная связь, выявляющая особенности смыслообразования в данном диалоге, соотносимом с уровнем учебного результата) [2]. Следует подчеркнуть, что интеллектуальный характер личностного обще- ния в диалоге – это единство эмоционального и рационального в теоретической подготовке, процессе самопознания студентом своего личностного развития в практической деятельности при решении ряда учебно-профессиональных за- дач. Среди диалоговых технологий выделяют: проблемно-поисковые диалоги, семинары-дискуссии, учебные дискуссии, эвристические беседы, анализ кон- кретных ситуаций и др. Таким образом, диалог в научной сфере является методологическим прин- ципом познания, в образовательной практике – методом, позволяющим управ- лять познавательной деятельностью обучающегося, стимулирующим развитие мышления и коммуникативных навыков, самостоятельность суждений, потреб- ность в самообразовании.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=