Молодежь и наука 2017

133 А. А. Князева Факультет технологий и бизнеса, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. А. Кувырталова ДИАЛОГ КАК МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ И МЕТОД ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Процессы глобализации и интеграции, взаимозависимости культур актуа- лизируют проблему преодоления национальных границ в сфере образования, все более побуждают ученых и практиков вести совместный поиск ответов на вопросы совершенствования качества образования. В контексте «кросс-культурного взаимодействия» основной акцент сделан на диалог как методологию научного познания, которая нашла свое обоснова- ние в трудах М. Бубера, А. Гарнака, М. М. Бахтина.. В связи с этим предметом научных изысканий и дискуссий становятся проблемы сравнительной педаго- гики, аккумулирующие в себе идеи соотношения части и целого, национально- го и общечеловеческого. Следует согласиться с мнением Е.Ю.Рогачевой, что «благодаря диалогу как принципу культурного развития становится возможным не только органично заимствовать лучшее из мирового наследия, но и… со- вершить личностное переосмысление «чужой культуры… Сфера вопросов, касающихся понимания, прочтения и восприятия Другого становится чрезвы- чайно важной в ситуации современного поликультурного мира» [3, с. 15]. Про- веденный анализ позволил выделить такие направления исследований в контек- сте диалога культур как школьное образование, подготовка будущего учителя, герменевтика, инклюзивное образование и др. Обращение к диалогу как научному методу позволяет не только учиты- вать общее и особенное в решении проблем образования, но и по-новому представить ориентиры современной школы на личность ученика, ее уникаль- ность, свободу от стереотипов развития, формирование критичности мышле- ния, помогает осмыслить все разнообразие окружающей реальности, ее мно- гомерность. Данный научный подход нашел отражение и в практике образования. Так, распространение получили различные формы обмена опытом организации образовательного процесса, реализация странами образовательных программ и совместных творческих проектов. Основные методические инновации в современном российском образова- нии также связаны с использованием диалогового метода и технологии обуче- ния. Следует подчеркнуть, что понятие «диалоговые методы» часто использу- ется в контексте «интерактивные», исходя из понимания интерактивного как возможности взаимодействовать, общаться, вести диалог. Отсюда, интерактив- ное обучение – это, первым делом, диалоговое обучение, в ходе которого про- исходит взаимодействие личностей, обмен ценностной информацией, основан- ной на взаимопонимании и взаимодействии. Однако следует подчеркнуть, что понятие диалога как метода обучения является частным по отношению к поня-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=